Покемон за забором: как популярная игра столкнулась с национальной идеей контроля территории — FoxTime

Покемон за забором: как популярная игра столкнулась с национальной идеей контроля территории

13.09.2016

admin

Lifestyle


В чем особенность Pokemon GO, почему эта игра стала успешной и в чем причина широкого резонанса, вызванного ею в России, рассказал Виталий Куренной, филосов и культуролог, член ученого совета НИУ ВШЭ. Его лекция состоялась на ВДНХ в летнем кинотеатре-лектории 9 сентября

В 2016 году человечество здорово сотрясло: непрекращающиеся теракты, войны, обоюдные санкции, непредсказуемые президентские выборы в США. На этом фоне появившаяся в июле игра дополненной реальности Pokemon GO стала если не отдушиной, то хотя бы хорошим поводом отвлечься от глобальных проблем. Люди по всему миру словно потеряли голову: схватив свой смартфон, они готовы проводить сутки вне дома, лишь бы поймать знаменитого Пикачу. Если в других странах правительство относится к этому явлению спокойно, то в России такой массовый феномен вызывает споры в правительстве и церкви, а порой даже и судебные иски с последующим тюремным заключением.

Страх в обществе вызван не столько таким существом, как покемон, сколько самой идеей о мире с дополненной реальностью. Она позволяет населять мир вокруг вымышленными существами, явлениями и даже сооружениями. Никто не видел ни в самой такой реальности, ни в игре, построенной на ней, никакой угрозы до тех пор, пока в нашей стране не заговорили об этом СМИ и члены государственной власти. СМИ формируют информационную повестку дня. Сначала они говорят о миллионах беженцев, которые могут поработить чуть ли не всю Европу, и мы в самом деле начинаем бояться мигрантов; затем беженцы куда-то пропадают и на их месте появляются фашисты, с которыми мы столь рьяно и отчаянно боремся. На этот раз пропали и они, и теперь у нас уже новый враг – с виду безобидный и в чем-то даже очаровательный Пикачу.

 

В нашей стране охраняется все, что только можно охранять

Опасение российского правительства и депутатов строится на том, что они боятся, будто люди потеряют голову. Как ты их не переубеждай, они будут уверены, что покемоны – зло: народ будет кидаться не только под машины, но и друг на друга ради того, чтобы поймать вымышленного зверька, начнется массовое рукоприкладство ради победы, и мы просто перебьем всех вокруг. На самом деле всё обстоит иначе: игра устроена таким образом, что игрок выступает один на один с покемоном, и бороться за него ни с кем не требуется. По крайней мере, кулаки и знание бокса вам точно не понадобятся.

Что это говорит о нашей культуре? На первый взгляд, всё довольно просто: депутаты заботятся о нас и запрещают то, что может сеять хаос и беспорядок. Но за этими благими намерениями скрывается четко выработанная идея массового контроля пространства. Любая локация, будь то Красная площадь или парковка у вашего дома, существует лишь благодаря тому, что она контролируется. Такой ход мыслей, свойственный России, абсолютно противоположен тому, который господствует на Западе. В нашей стране охраняется все, что только можно охранять. Школа, библиотека, магазин, детская площадка. Под контролем почти каждый квадратный сантиметр городского пространства, и если на него проникает что-то несанкционированное заранее, что-то такое, чего там не должно быть, то начинается паника. Такова наша политика – как внешняя, так и внутренняя. Мы защищаем то, что принадлежит нам; мы не пускаем туда то, что нам не нравится, что способно уменьшить наш контроль над чем-то. Посмотрите хотя бы на город, в котором мы живем, на поселки, где находятся наши дачи. В первую очередь вы увидите не дом, а забор. Идея периметра и контроля территории – феномен не только политический, но и личный. Народный и национальный. И когда что-то пытается на него покуситься, то чувство собственной безопасности исчезает.

 

Виртуальность меняет реальность города: игра приводит людей в новые пространства, и их атмосфера с появлением новых лиц преобразуется

Покемонов не стоит бояться, ведь они приносят колоссальную пользу тем, кто проживает в большом городе. Те, кто играл в Pokemon GO, получили новые идеи обхождения с пространством: уловили посыл, что пространство не такое простое, каким кажется. Многие социологические исследования показывают, что москвичи толком не знают города: следуют одним и тем же маршрутам – от дома до университета/работы и снова домой. Стоит нам зайти не туда, пусть даже в соседний двор, – мы сразу теряемся, потому что никогда там не были.

Pokemon GO – новый мотив для продолжительных прогулок по городу. Игра стимулирует людей долго гулять – например, чтобы получить нового покемона, надо пройти десять километров. Кто-то такое расстояние проходит за неделю, но ради победы люди готовы проделывать такие маршруты зачастую по новым для них местам практически ежедневно. К тому же покестопы – места, где можно поймать зверька – чаще всего находятся около городских достопримечательностей: граффити, памятники, театры и даже церкви. Это действительно новый способ открыть для себя город таким, каким мы его еще не знали. Кроме того, на многих покестопах с помощью смартфона можно увидеть Москву, какой она была до революций Собянина – в таком быстро меняющемся городе, как наша столица, это необычайно ценно. Строится структура памяти о месте, где мы живем, о том, как оно меняется.

Взять хотя бы Китай-город. Если раньше у памятника Кириллу и Мефодию можно было встретить только запуганных китайских туристов и пару алкоголиков рядом с ними, то сейчас там огромное количество молодежи. Виртуальная инфраструктура приводит людей в новые пространства, и их атмосфера с появлением новых лиц преобразуется. Pokemon GO способен менять атмосферу любой территории, делая ее более дружелюбной и приятной. А с тем, как меняется атмосфера одного пространства, изменяется и весь город.

 

Pokemon GO поменял философию прогулки, как Booking.com поменял философию путешествий

Удивляться же игре глупо хотя бы потому, что дополненная реальность – это не новинка. Лет десять назад появились навигаторы, которые могли довести вас до любого места. Продолжает набирать свою популярность Booking.com, где можно забронировать любой свободный номер в любой гостинице мира. Эта услуга фактически поменяла философию путешествия, и больше нет того страха, когда ты не можешь найти места для ночевки в незнакомом тебе городе. Pokemon GO строится на том же принципе дополненной реальности и виртуальной помощи.

Так что проблема возникшей на фоне успеха игры паники не связана с покемонами и дополненной реальностью. О ней и так все давно знали, и по сути такое явление – никакая не новинка и уж точно не революция. Просто вышел новый продукт, и он стал успешным, а люди получили новый, доселе незнакомый им интерес и форму проведения досуга. Идея дополненной реальности обыгрывается уже несколько десятилетий – с тех пор, как появился первый телевизор. Со временем появились очки и шлемы, где можно увидеть другой мир, а теперь – покемоны. Всё просто.

Мы не запираемся дома, как какие-то гики или ботаники, а выходим на улицы и гуляем, пусть хоть и некоторые из нас это делают ради победы. Более того, мы не просто двигаемся: мы документируем каждую нашу прогулку. Социальные сети, например, Фейсбук или Инстаграм, не дают нам такой возможности, ведь для того, чтобы что-то в них документировать, нужен весомый мотив, да и операция все же несколько сложнее. Мы ловим покемонов в тех местах, где могло что-то произойти – расставание с девушкой или встреча с другом. Эти эмоции важны для нас, и фактически, поймав покемона в этот самый момент в этом месте, мы и документируем нашу прогулку.

 

Pokemon GO – всего лишь симптом ускорения динамики жизни

Наша задача — правильно определить причины ошеломительного успеха Pokemon GO. Молодые люди стремятся оставить хоть какой-то свой след в истории, в мире, который так быстро меняется. Общество стремится к документации своих передвижений, своих действий. Это важный симптом того, что происходит в нашей культуре, важнейший компонент которой – ускорение динамики жизни.
Мы движемся, проходим и преодолеваем сегодня такие расстояние, которые нашим предшественникам и не снились. Шопенгауэр и Кант вместе взятые за всю свою жизнь прошли меньше, чем любой из нас за пять лет. Мы путешествуем, ездим, летаем и просто ходим, и все это складывается в колоссальные расстояния и дистанции. До этого момента у нас не было возможности задокументировать эти наши персональные достижения. Сейчас она у нас есть, и это – Pokemon GO, где для фиксации наших передвижений не нужен ни серьезный мотив, ни какая-либо интеракция. Мы просто документируем, где мы были, и запоминаем это. Игра смогла подарить то, что мы так давно искали, — новый способ обхождения с пространством вокруг, новую вариацию для изучения окружающего нас мира. И она меняет не только нас, но и эти самые пространства, их атмосферу и иногда даже облик.

 

Текст: Степан Петросян FoxTime.ru

Рассказать друзьям