В каком возрасте лучше всего учить иностранный язык? — FoxTime

В каком возрасте лучше всего учить иностранный язык?

08.02.2019

Анастасия Дорогова

Lifestyle Как это устроено
image

Считается, что лучше всего начинать учить иностранные языки в детстве – чем раньше, тем лучше. Но оказывается, что у взрослого возраста есть свои преимущества. FoxTime рассказывает, почему учиться никогда не поздно.

Дети-билингвы могут строить предложение параллельно на двух языках, мешая слова из разных языков в одной фразе. Казалось бы, логичный вывод – учить иностранный язык нужно в детстве. Однако у науки другое мнение.

Rachel unsplash.com

У разных этапов жизни есть свои преимущества для изучения языков. В младенчестве мы лучше различаем звуки, а в дошкольном возрасте усваиваем родной акцент с потрясающей скоростью. Во взрослом возрасте мы можем дольше концентрировать внимание и обладаем навыком расширять свой словарный запас – даже на родном языке. На обучаемость языкам влияет целый комплекс факторов – от социальных обстоятельств и старения до любви и дружбы. «Нельзя говорить, что с возрастом все идет под откос», – объясняет Антонелла Сорас, профессор департамента лингвистики и директор Центра по вопросам билингвизма Эдинбургского университета.

Сорас приводит пример так называемого эксплицитного (явного) обучения: маленьким детям так сложно учиться, потому что у них плохо развиты внимание, память и когнитивный контроль. В этом плане взрослые оказываются в выигрышном положении, ведь эти навыки улучшаются с возрастом.

Израильские исследователи обнаружили, что взрослые лучше применяют правила к новым словам в лабораторных условиях. Участники были разделены на три группы: 8-летних, 12-летних и молодых взрослых. Взрослые в итоге набрали больше баллов, чем обе детские группы. По мнению ученых, взрослые справились лучше благодаря более развитому лингвистическому опыту и стратегиям решения проблем. Другими словами, старшеклассники и студенты, как правило, уже знают довольно много о себе и мире и могут использовать эти знания для обработки новой информации.

 Joel Naren unsplash.com

У детей, напротив, развито имплицитное (неявное) обучение: они слушают носителей языка и подражают им, однако такое обучение требует длительного времени. В 2016 году Центр по вопросам билингвизма подготовил для правительства Шотландии доклад об успехах обучения мандаринскому китайскому в начальной школе. Оказалось, что один часовой урок в неделю у пятилетних детей не дал почти никакого результата. Но как только добавили полчаса занятий с носителем языка, дети освоили элементы китайского, которые сложно понять взрослым – в первую очередь, тональную систему.

В детстве мы можем различить 600 согласных и 200 гласных, которые составляют все мировые языки. В течение первого года жизни мозг начинает фокусироваться на звуках, которые мы слышим чаще всего. Младенцы лепечут уже на своем родном языке и даже плачут с акцентом, имитирующем то произношение, которое дети слышали в утробе матери. Таким образом мы избавляемся от навыков, которые нам не нужны. Японские маленькие дети могут легко различить звуки «л» и «р», тогда как взрослым японцам сделать это очень сложно.

Профессор Сорас объясняет, что значение раннего возраста для овладения родным языком неоспоримо. Исследования брошенных или изолированных детей показали, что, если мы не осваиваем человеческий язык как можно раньше, компенсировать это позднее не так-то просто. Но вот что удивительно: с иностранным языком так не бывает.

Nathaniel Shuman unsplash.com

Даниэла Тренкич, психолингвист Йоркского университета, предупреждает, что, сравнивая детские и взрослые способности к языку, мы имеем дело с разными категориями. Возьмем для примера семью, переехавшую в новую страну. Как правило, дети осваивают новый язык гораздо легче и быстрее родителей. Это может быть связано с тем, что дети слышат новый язык постоянно в школе, тогда как родители могут работать одни. Для детей овладение языком становится жизненной необходимостью, ведь иначе они не смогут завести друзей и вписаться в компанию, в то время как родители могут общаться в кругу таких же иммигрантов, как они сами. Таким образом, эмоциональная связь помогает учить язык.

Впрочем, взрослые также могут создавать эмоциональную связь, причем это может быть не только любовь или дружба с носителем другого языка. «Если вы найдете единомышленников, вы с большей вероятностью продвинетесь в обучении и будете усердно учиться», – говорит Тренкич. Действительно, мы тратим на обучение языку целые годы. Без социальной мотивации у нас не будет причины учиться.

Тренкич объясняет, что люди часто задаются вопросом, зачем им вообще иностранные языки. Причин много – карьера, ум, развитие, но главное преимущество – это возможность общаться с большим количеством людей.

Согласно исследованию в Массачусетском технологическом институте, для того, чтобы освоиться английскую грамматику на уровне носителя, начинать нужно с 10 лет – после способности начинают слабеть. Тем не менее, исследование показало, что мы лучше справляемся с языками, в том числе и с родным, с течением времени. Например, мы действительно начинаем разбираться в грамматике своего языка только к 30 годам: мы продолжаем учить новые слова родного языка вплоть до достижения среднего возраста.

Raj Eiamworakul unsplashcom

Когда бы вы ни начали учить язык, главное – это создать ситуацию, в которой он станет вам необходим. Люди, начавшие учить иностранный еще детьми, продолжают делать ошибки и через 10-15 лет. Но так ли это важно для полноценного общения?

Текст/ FoxTime Анастасия Дорогова

Фото превью/ Deanna Ritchie unsplash.com

Рассказать друзьям