Как сложилась судьба героинь знаменитых русских картин?
24.10.2020
Рита Захарова
Как сложилась судьба той, кого изобразил на полотне знаменитый художник? При каких обстоятельствах писалась картина? Что в этой женщине особенного?
«Портрет М.И. Лопухиной»
Фото / В. Л. Боровиковский / Портрет М. И. Лопухиной. 1797 / Холст, масло. 72 × 53,5 см / Третьяковская галерея
Портрет Марии Лопухиной – один из самых нежных женских портретов в русской живописи. Его автор – художник Владимир Лукич Боровиковский.
Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была сосватана за Степана Авраамовича Лопухина. Он и заказал Боровиковскому портрет своей будущей жены. Замужем за Лопухиным Мария побыла всего год. Эта девушка с нежными чертами лица ушла из жизни в двадцать четыре года, от неизлечимой тогда чахотки.
С портретом связана мистическая история. У девушки на портрете взгляд необыкновенно живой. Поговаривали, что ее отец, граф Иван Толстой, переселил в портрет душу своей дочери. Эти слухи подстегивались тем, что Толстой был масоном. Как, кстати, и художник Боровиковский.
В конце 1880-х меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел портрет у родственников Марии Лопухиной. С тех пор эта картина занимает достойное место в Государственной Третьяковской галерее.
Лена Яблонская на картине «Утро»
Фото / Татьяна Яблонская / Утро. 1954 / Холст, масло. 169 × 110 см / Государственная Третьяковская галерея
Эту девочку зовут Лена Яблонская. Ей тринадцать лет. Ее мама – известная советская художница Татьяна Яблонская. Год написания картины -1954-й.
Жили Яблонские тогда в Киеве, известен даже адрес квартиры, утопающей в солнечных лучах: Красноармейская, 46. Правда, на картине кажется, что пространство огромное, а на самом деле это была коммуналка.
«Утро» напечатал журнал «Огонек» и сотни советских людей вырезали и повесили эту светлую картину у себя в доме. Среди тех, кто любовался на начало нового дня девочки Лены был мальчишка из Казахстана Арсен Бейсембинов. Когда он вырос, то отправился в Москву, поступил в Строгановское училище и влюбился в однокурсницу по имени Лена Яблонская…
Эта история получила длинное и счастливое продолжение: Елена Яблонская стала Бейсембиновой, зарекомендовала себя как самобытный художник и до сих пор живет с мужем в Алма-Ате. «Утро» Татьяны Яблонской можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Баронесса Галина Адеркас на картине «Купчиха за чаем»
Фото / Борис Кустодиев / Купчиха за чаем. 1918 /Холст, масло. 120 × 120 см / Государственный Русский музей
На одной из самых известных картин Бориса Кустодиева, написанной в 1918 году, изображена пышнотелая купчиха, сидящая на балконе своего особняка, в окружении арбуза, варений и кексов.
В реальности эта девушка жила с семьей Кустодиева (в Астрахани) в одном доме. Она не была купчихой, но происхождение имела старинное, дворянское.
Галина Адеркас, позировавшая Кустодиеву для знаменитой картины, была баронессой. Происходила она из прибалтийского баронского рода. В год написания картины (1918) она училась на первом курсе Медицинского факультета Астраханского университета.
Юлия Кустодиева, жена художника, пригласила Галину побыть моделью. Соседу художнику Галина Адеркас согласилась позировать сразу и с удовольствием, Кустодиев был уже знаменит.
Художник к тому времени был серьезно болен. Еще в 1909 году у него обнаружили костный туберкулез и последние пятнадцать лет жизни (умер в 1927 году) Кустодиев провел в инвалидном кресле и работал лежа.
Это не был портрет в прямом смысле, Кустодиев взял, скорее, образ, и добавил своей модели и красок, и тела, и лет. Яркая, обаятельная, музыкальная, артистичная, после окончания университета, Галина поменяла свои жизненные планы. Пела в хоре в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, озвучивала фильмы, и даже выступала в цирке. След «купчихи» теряется в 30-х годах. Возможно, она вышла замуж и… что стало дальше с Галиной Адеркас неизвестно. Увидеть “Купчиху за чаем” можно в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками»
Фото / Валентин Серов / Девочка с персиками. 1887 / Холст, масло. 91 × 85 см /Государственная Третьяковская галерея
В усадьбу знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова Абрамцево издавна приезжали писатели художники, там устраивались домашние спектакли и концерты. Вера – любимая дочь родителей, у которых прежде рождались только мальчики.
Вере Мамонтовой на момент написания картины было всего одиннадцать лет, художнику Валентину Серову – двадцать два года. Ничто на этой картине не предвещает, что Вера Мамонтова проживет всего до тридцати двух лет, погибнув от пневмонии накануне Рождества…
Любовь своей жизни Вера встретила в Москве. Представитель дворянского рода Александр Самарин был на семь лет старше Верочки. Он влюбился так же, как и она. Однако родители Самарина согласия на брак не давали: никак не хотели, чтобы их голубая дворянская кровь смешалась с низкопробной, купеческой. Вера и Александр смогли пожениться лишь спустя почти десять лет после знакомства. Отец Александра умер и мать, скрепя сердце, дала согласие на брак.
У них родились дети. Друг за другом: Юра, Лиза и Сережа. После пяти лет счастливой жизни Вера заболела пневмонией и ушла из жизни мгновенно… Александр Самарин никогда потом не женился. А в честь своей любимой Веры Самарин построил Троицкий храм в деревне Аверкиево. Церковь, пережившая тяжелый XX век, стоит и сейчас.
Маша Симонович на картине «Девушка, освещенная солнцем»
Фото / Серов Валентин Александрович / Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович / 89.2 х 71.3 холст, масло Третьяковская галерея
Валентину Серову в 1888 году было всего двадцать три года. За год до того он уже написал свою «Девочку с персиками». Художник проводил лето у своего близкого друга Владимира Дервиза в его усадьбе в селе Домотканово Тверского уезда (сейчас это поселок Красная Новь). Там же жили и две двоюродные сестры Серова. Младшая, Надежда Симонович, была женой самого хозяина усадьбы Дервиза. Старшая, ровесница самого Серова – Маша Симонович. Серов был дружен с сестрами с детства, а первый Машин портрет написал, когда им обоим было по четырнадцать лет. Всего портретов Маши Симонович кисти Валентина Серова – восемь, но самый известный этот, написанный за три летних месяца 1888 года.
Валентин и Мария нашли в приусадебном парке большое дерево, и все лето провели в зеленом уголке. Он – за работой, она – осознавая важность своей миссии модели большого художника. Мария и сама имела отношение к искусству, она училась на скульптора. Нет, это не было увлечение, это была теплая дружба и близость духа. Серов к тому времени был женат на Ольге Трубниковой, Мария принимала ухаживания приятеля Серова Михаила Врубеля.
В начале осени Мария уехала из Тверской области на учебу в Петербург, а потом – в Париж. Там она познакомилась со своим будущим мужем, врачом-психиатром Соломоном Львовым. В Россию Мария приезжала, с Серовым она встречалась в том же имении под Тверью. Во Франции «девушка, освещенная солнцем» и прожила до 90 лет. Ее самый известный серовский портрет «Девушка, освещенная солнцем» хранится в Третьяковской галерее.
Фото превью / Серов Валентин Александрович / Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович / 89.2 х 71.3 холст, масло Третьяковская галерея