5 способов отпраздновать зимнее солнцестояние и святки в языческом стиле – FoxTime

5 способов отпраздновать зимнее солнцестояние и святки в языческом стиле

21.12.2023

Глеб Голицын

Lifestyle Город Идеи Инструкция Истории Культура Мир Обзор Общество
77

А вы знали о древних языческих корнях этих праздников середины зимы? Например, Рождество – это время причудливых обрядов, когда дети отправляются в паломничество к украшенным мишурой елкам на городских площадях и просят рождественских дедушек в дешевых белых париках в торговых центрах об исполнении своих желаний.

В большей части западного общества Рождество стало чрезмерно коммерциализированным восхвалением избыточного потребления, лишенным смысла и оторванным от своего религиозного контекста, не говоря уже о его языческих корнях. Но именно древние праздники, такие как римский Sol Invictus – «День рождения непобедимого солнца» – а также Йоль и Зимнее солнцестояние, являются исторически оригинальными празднованиями сезона.

Фото / Kyle Head / unsplash.com

Йоль и Зимнее солнцестояние иногда используются как синонимы. Однако, первый – это праздник середины зимы у исторических германских народов, а у неоязычников и виккан — день зимнего солнцестояния, один из шабашей Колеса года. Исследователи связывают его с Дикой охотой, богом Одином и древнеанглийским праздником Модранит. И на сегодня христианская интерпретация искоренила Йоль, в настоящее время атрибутика и терминология праздника почти полностью замещены Рождеством. Этимология Йоля происходит от geōl – древнеанглийского слова, обозначающего Рождество. Обычно его отмечают огненными ритуалами, кострами, рождественскими поленьями, раздачей подарков и пиршествами.

Фото / Zane Lee / unsplash.com

Зимнее солнцестояние отмечает самый короткий день в году, обычно оно приходится на 21 или 22 декабря. Это в равной степени праздничное время, связанное с возвращением солнца. Считалось, что солнце, почитаемое язычниками как космическое тело, влияет на рост сельскохозяйственных культур и управляет как человеческими эмоциями, так и делами. В разных культурах истолкование этого события воспринималось по-разному, но у большинства народов оно расценивалось как возрождение, в это время устраивались праздники, встречи, ритуалы и другие торжества.

Языческие истоки Рождества

Фото / Anthony Delanoix / unsplash.com

Хотя сегодня Рождество считается христианским праздником, его празднование уходит корнями в традиции (зажигание свечей, пение, украшение деревьев, украшение омелой) празднования середины зимы у римлян, кельтов, скандинавов и друидов, среди прочих. Некоторые историки считают, что Иисус, вероятно, родился весной, а не 25 декабря, но под влиянием греко-римской мифологии и язычества ранние христиане перенесли день празднования на середину зимы и связали его с более ранними языческими ритуалами по церковным и космологическим причинам. Если бы Иисус был праведным сыном Божьим, то он был бы солнцем, родившимся утром в день солнцестояния. Как сказано в Евангелии от Луки 1:78: «…по милости нашего Бога, по которой восходящее солнце придет к нам с небес, чтобы осветить живущих во тьме и в тени смертной, чтобы направить наши стопы на путь мира».

Несмотря на то, что Рождество было объявлено незаконным во время английской реформации и в 17-18 веках из-за пуританского недоверия к праздникам, не связанным с Писанием, викторианская эпоха ознаменовалась возвращением Рождества, примером чего являются виньетки Диккенса (экслибрисы) и возрождение рождественских ритуалов, хотя и в рамках христианского повествования.

Рождественская елка, Санта Клаус и другие языческие обычаи

Фото / Brigitta Schneiter / unsplash.com

Учитывая языческое происхождение Рождества, неудивительно, что современные праздничные практики берут свое начало в богословских, литургических и языческих обрядах. В Рождестве, конечно, есть что-то бесспорно языческое, начиная с символического питья крови, поедания плоти Христа, полуночной мессы, группового пения, поклонения алтарю, раздачи подарков, свечей, оставления подношений в виде вина и еды у окна, группового празднования и пьяных танцев вокруг сосны, на вершине которой изображена почти идеальная пентаграмма.

Любимая рождественская елка сама по себе является напоминанием о языческом прошлом Рождества. Друиды верили, что деревья, связанные с Сатурном, передают им плодородие и защиту. Язычники в Северной Европе аналогичным образом использовали ветви вечнозеленых елей для украшения своих домов и поднятия настроения во время зимнего солнцестояния.

Дед Мороз, важный символ сезона, также может быть более языческим, чем мы думаем. Хотя считается, что он произошел от святого Николая, греческого христианского епископа 4 века Святой Миры, некоторые ученые утверждают, что Дед Мороз – это языческий скандинавский бог Один и его восьминогий конь Слейпнир, хотя это остается спорной теорией. В России Дед Мороз стал же главным сказочным персонажем на празднике Нового года, это такой русский вариант рождественского дарителя. Прообразами являются Мороз — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов, и западноевропейские рождественские персонажи (Санта-Клаус), но чуть позже, а вернее создание привычного нам канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника произошло в советский период и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка.

Фото / Genevieve Rusnac / unsplash.com

Дед Мороз – важная часть праздников, возможно, потому, что нам нужно, чтобы Рождество восполнило всеобщую потребность в общности, связи и волшебстве. Рождественский дух – это дух доброй воли, и Дед Мороз становится олицетворенным продолжением этого.

Некоторые также считают, что миф о деде Морозе является важным с точки зрения его ритуальных возможностей посвящения. Взрослые хранят это в секрете «до подходящего момента, тем самым санкционируя приход молодого поколения во взрослый мир». Хотя, вероятно, многие люди уже приобщились к нелегкому взрослому миру после того, как перестают верить в Деда Мороза, но все еще существуют некоторые языческие обряды, которые вы можете совершить, чтобы вернуть украденное Рождество и возродить свое детское «я».

Фото / Bruna Branco / unsplash.com

1. Сделайте святочное полено

По традиции друидов в середине зимы каждый член семьи садился на общее полено, салютовал ему и загадывал желание. Сходите в лес и найдите в нем ближайшее поваленное бревно, покрытое мхом, и, если это не удастся, сделайте святочное полено из небольшой упавшей ветки. Украсьте его гвоздикой, клементинами и свечами.

2. Расскажите истории о чем-то мистическом

В холодные зимние сезоны викторианской эпохи у семей было традицией сидеть у камина, рассказывая истории о сверхъестественном. Рождество, как известно, время привидений, учитывая его переплетение с ностальгией, автор «Рождественских историй о привидениях» 1891 года Джереми К. Джером утверждает: «В воздухе Рождества есть что-то призрачное, что привлекает призраков, точно так же, как летняя сырость привлекает лягушек и улиток». Сядьте у костра и поделитесь своими историями о привидениях и сверхъестественном. Помните, даже у Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» творится чертовщина.

3. Пируйте и пейте

Во время солнцестояния язычники пировали, пили и танцевали в честь возвращения бога солнца. Вы можете продолжать эту традицию, поскольку Рождество почти всегда предполагает изобилие еды, напитков и допустимую сытость. Как говорили предки: «Знай, что ты должен пировать, ибо полнота должна исходить из зарождающейся жизни». Главное придерживайтесь меры, ни в коем случае мы не говорим о чрезмерности, а о символическом моменте.

4. Магия огня солнцестояния

Зажигание свечей, уличных фонарей, костров и волшебных гирлянд – все это символизирует возвращение солнца. Язычники поддерживали в храмах ярко горящий освященный огонь в сезон солнцестояния. Жизнерадостными словами Гете: «Подкармливайте дерево и наслаждайтесь минутой радости, ибо в нем семена земных солнц». Если вы не можете развести огонь в печи или камине, то вы может заменить их свечами, гирляндами, фонариками и даже благовониями.

5. Сделайте рождественскую гирлянду

Исторически сложилось так, что ночами с 25 декабря по 6 января злых духов боятся больше всего. Язычники развешивали зеленые ветки, зажигали свечи и украшали свои дома падубом, лавром, омелой и другой зеленью. Подвешивание этих сушеных трав исторически служило не только защитой, но и символом воскрешения и бессмертной надежды – ведь даже в самые мрачные зимы солнце должно скоро вернуться.

Фото превью / Erin Mckenna / unsplash.com

5 способов отпраздновать зимнее солнцестояние и святки в языческом стиле

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям