Арт-манифест: Революционные произведения искусства октября
В октябре 2021 года происходит что-то революционное. На передовой – современные художники и их смелое искусство. Предлагаем путеводитель по интересным местам Москвы, где можно встретить необычные арт-объекты манифесты.
Музей современного искусства «Гараж»
Медитативная выставка «Служба времени» – о природе длительности, скоротечности бытия, преодоления и аффекта. Проект привлекает внимание к аспекту драматичной зависимости человека от единственного по-настоящему невозобновляемого ресурса — времени. Представлены работы более 30 художников разных поколений из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа, Восточной и Западной Европы.
Так, Елена Ковылина в ходе перформанса «Спасите мою душу» устремила хлипкую лодку навстречу шторму и спаслась лишь чудом, а Хэ Юньчан вырезал скальпелем на своем теле прямую линию длиною в метр в качестве жеста, манифестирующего сопротивление диктатуре. Ёсико Симада перевоплощается в статую напротив посольства Японии в Корее, напоминая о все еще существующем в японском обществе табу на обсуждение судеб так называемых женщин для утешения (женщин, подвергшихся сексуальной эксплуатации японскими солдатами во время Второй мировой войны) и жестокого отношения к женщинам в стране и мире по сей день.
Выставка работает до 30 января 2022 года
Центр современного искусства «Марс»
Мультитехнологичная выставка RE.MISSION впечатляет и воодушевляет зрителя, а ещё – стирает его кибер-прошлое. Материальной основой концепта RE.MISSION стали иммерсивные арт-объекты и инсталляции, выполненные из металла, гипса и глины в стиле ассамбляж. Программная работа – фигура человека, опутанного цепями, выполнен из камней. Этот образ символизирует чёрствость души, ограниченность в мыслях, ментальную скованность. Автор интегрирует знания из области эзотерики, психологии, мифологии и транслирует: «Жизнь зажата рамками, искусство – свободно».
Интернет, гаджеты – изобретения человечества – захватили мир. Задача людей – освободиться от рабства машин, сделать их инструментами для создания простых, земных чудес. Новые технологии обеспечивают магическое завораживающее действие, благодаря которому зрителю захочется остановиться, вглядеться, задуматься, а потом – измениться.
Выставка работает до 15 ноября 2021
Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия» представляет тридцатилетний срез творчества художественного объединения «Инженеры искусства» — одного из самых ярких явлений петербургского андеграунда, практически неизвестного московской публике.
Только на первый взгляд работы разных авторов на выставке «Вдали от равновесия» кажутся полярными. Всех участников школы «Инженеры искусства» объединяет метод — постреализм. Каждое их произведение — формула, которая пытается ответить на вопрос: какими химическими свойствами обладает разум и можно ли определить его место в Периодической таблице Менделеева? Перед нами мальчик из газет со свежим номером в руках: бежит, а пятки его горят и обугливаются (и это не фигура речи). «Стремление донести информацию ломает структуру этой информации.
Среди работ — полотно Инала Савченкова «А вы не забыли ключи?» (1989–2021) на основе украденной городской афиши, экспрессионистский городской пейзаж «Линден — столица Англии» (1989) Григория Стрельникова. Живописная работа Сергея Енькова «Без названия» (2016) из серии «Хозяин лампы» иллюстрирует структурную аналитическую работу с образом и цветом в сочетании с коллажными практиками художника. Другим примером принципа коллажности на выставке является работа Франца Родвальта «По Тинторетто» (2005) из серии большеформатных многофигурных акварельных композиций.
Выставка работает до 20 ноября 2021 года
Центр современного искусства «Винзавод»
Мультимедийная выставка о Московской промышленности «Механизмы большого города» арт-объект художника Анастасии Дубач «Конвейер». Визуально сбивающая с толку бегущая лента ассоциируется с понятием безграничности и непрерывного движения. Творчески переосмысленная автором концепция бесконечности Ленты Мёбиуса создает иллюзию единства потока, которая, по мере знакомства зрителя с объектом, растворяется – два отдельных непересекающихся полотна согласованно и ритмично движутся в едином пространстве.
Объект индустриальной реальности соединяет привычный окружающий мир и искусство. Динамичная композиции вовлекает зрителя в медитативный, непрекращающийся процесс постоянного движения. Математически точные механизмы со сложными соединительными элементами – творческий эксперимент художника, в котором смещены границы между понятиями «машина» и «произведение искусства».
Выставка работает до 28 октября 2021 года
Галерея «Граунд Солянка»
Выставка Кристофа Лебретона «C.CUT-UP! Постцифровые резонансы», которая проходит в рамках XVII Международного музыкального фестиваля «Московский форум», представляет концентрат технологий, выработанный для того, чтобы поставить под вопрос наше отношение к сегодняшнему миру через звуковые и визуальные инсталляции.
Автор экспозиции извлекает технологии из их первоначального контекста, изолирует от потока интернета и противопоставляет заново зрителям. Предлагаемый опыт ставит под сомнение способность человека находить время, чтобы установить поистине резонансные отношения с окружающим миром. «Постцифровое» измерение здесь связано с концепцией использования цифровых объектов, отключенных от Сети и реагирующих на внешние аналоговые импульсы, такие как физическое присутствие публики.
Выставка работает до 31 октября 2021 года
Музей Москвы
На улицах города представлены работы 15 молодых художников в рамках ежегодного смотра современного искусства «Здесь и сейчас». Во дворе Музея Москвы представлена AR-версия «Города будущего» Георгия Крутикова от студии Sila Sveta. Чтобы посмотреть работу, нужно добавить эффект в инстаграме по ссылке.
Также на территории музея поставили скульптуру художника Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения» с фантазийным существом. Огромные наползающие друг на друга разноцветные шары образуют то ли фигуры неземных существ, то ли гигантские декорации цирка будущего. Выполненный из металлокаркаса и синтетических полимеров шестиметровый объект представляет собой фантазийное существо «из пятого измерения». Как пояснил сам художник, при переходе в наш трехмерный мир существо замерло под действием силы тяжести и застыло в случайной конфигурации.
Выставка работает до 31 октября 2021 года
Музей-заповедник «Коломенское»
Музей-заповедник Коломенское представил скульптуру Анны Жёлудь «Рояль» в рамках проекта «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города». Аня Жёлудь «избавляет предметы от обманчивых поверхностей». Основной материал, с которым она работает, — каркасные металлические конструкции, позволяющие добиться эффекта графической линии. Рояль, сведенный к металлическому контуру, выглядит как рисунок в трёхмерном пространстве. Минималистичность этой работы заставляет задуматься о сути вещей, которые нас окружают.
Выставка работает до 31 октября 2021 года
Фото превью / Центр современного искусства «Марс»