Должен ли существовать запрет фотографировать и делать селфи в музеях и галереях?
Как вы думаете, когда мы посещаем музеи и выставки, мы наслаждаемся искусством в полном понимании этого слова или мы делаем вид, что настолько культурны и образованы, чтобы казаться для других объектом внимания?
Интересно наблюдать как искусство разлетается по социальным сетям: кто-то делает селфи с картиной Пикассо, кто-то зумит «Подсолнухи» Ван Гога, кто-то запечатлел рекурсию в работе Яёи Кусамы и т.д. Этот опыт простирается намного дальше стен музеев и галерей. А где наслаждение и удовлетворение? Может быть оно перекочевало на демонстрацию нашей социальной и культурной престижности посредством соцсетей? Фотографии на телефонах спорны: отражают ли они подлинное полотно или уже перестают быть подлинником после применения многочисленных фильтров, остается ли искусство более интимным моментом или обязательно нужно что-то спойлерить, но это веяние современности.
Опыт запрета на фотографии был в музее Амстердама в 2016 году. Тогда администрация музея порассуждала и высказалась о том, что посещение музея ради фотографий на телефон часто является пассивным и поверхностным опытом. Многие музеи и галереи не поддержали своих коллег: например, Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке и Национальная галерея в Лондоне сняли такие запреты еще в 2014 году. Тут дело в том, что решение музея Амстердама отражает озабоченность тем, что искусство и выставки стали терять свое историческое и социальное значение работ, картин и произведений.
Исследование, опубликованное в Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts в 2017 году обнаружило, что посетители музея уделяют внимание произведениям искусства в среднем чуть более 27 секунд. А многие искусствоведы советуют уделить около 20 мнут, чтобы подумать, поразмыслить и, возможно, понять замысел художника. Способность нашего поколения просто создать многочисленные копии того, что мы видим путем фотографирования, указывает на то, что мы теряем способность сосредоточиться и легко отвлекаемся.
Тем не менее, многие музеи и галереи адаптируются и даже извлекают выгоду из онлайн-выставок. Более того, кто-то идет дальше, создавая инсталляции. Появилось даже новое направление – селфи-туризм. Например, музей Селфи в Голливуде, предлагает иммерсивные установки, предназначенные исключительно для личного фотографирования.
А вот дискуссии о целесообразности фотографирования на выставке двоякое: здесь и возникают чувства о ложной интеллектуальной озабоченности и элитарном гейткипинге. И здесь можно увидеть и полезный социальный момент. К примеру, многие выставки, особенно те, что в тренде, зачастую не способны преодолеть некоторые барьеры в расширении своей аудитории: это и высокие или сверхвысокие цены на билеты, дальние расстояния до культурных центров, и главная социальная проблема – это люди с ограниченными возможностями. Верны ли эти моменты, мы не всегда можем об этом судить, но факт разочарования, когда кто-то не может попасть на такое мероприятие, при всем желании есть. Поэтому через обмен фотографиями в социальных сетях, интернете и т.д. имеется возможность посмотреть хоть и через экран дисплея за тем, как это проходит, покровительствовать этим зрителям, а также тем, с кем они делятся своими изображениями. В то время когда наши учреждения сталкиваются с критическим недофинансированием ,никогда еще не было так важно знакомить новую аудиторию с преимуществами посещения музеев, поэтому крайне важно использовать этот новый способ видения и привлечения, а также преимущества обмена в интернете.
Фото превью / Rachael Ren / unsplash.com