Нейрохудожница София Креспо и ее гибридные животные, которых не существует
Если взглянуть на превью материала, то на первый взгляд это существо кажется попугаем с яркими перьями желтого, красного, зеленого и синего цветов. Но еще один взгляд, и вы видите, что он больше похож на утку, или, возможно, на двух уток, слившихся в одну. То, что выглядит как глаз, на самом деле может быть крылом бабочки, и чем пристальнее вглядываешься в изображение, тем больше существо становится неузнаваемым: оно растворяется в странном миксе составных частей, которые, кажется, ни к чему не сводятся, а затем снова сливаются во что-то знакомое, но абсолютно неизвестное.
Это одно из изображений Софии Креспо, серия «Нейронный зоопарк» / Neural Zoo. София нейрохудожник, чья работа сочетает в себе технологии нейронных сетей и изображения природного мира для создания того, что она называет «спекулятивной природой»/ speculative nature. Все изображения в этой серии обладают сочетанием реального и нереального: лягушки, которые кажутся цветами, крылья мотылька, которые, кажется, становятся их собственным пейзажем, полупрозрачные медузоподобные существа с невероятно яркими внутренними органами. В их гибридности есть что-то вроде оптической иллюзии, поскольку они обманывают наш мозг, пытаясь назвать или определить, чем они могут быть.
Чтобы создать эти существа, Креспо создает наборы данных изображений из природного мира и использует сверхточные нейронные сети для их интерпретации. “Что делает нейронная сеть, так это извлекает текстуры из набора данных и создает из них новое изображение”, – сказала Креспо в интервью. Затем изображение развивается. “Он начинается с места чистого шума, а затем постепенно, через каждую извилину, он начинает расти. Это добавляет больше деталей и текстуры”. В этом смысле нейронная сеть позволяет Креспо своего рода расширить возможности визуализации природного мира с помощью интерпретации и комбинации, которые могут с каждой итерацией отдаляться от сфотографированной реальности.
Художница – одна из первых в числе растущих нейрохудожников, которые используют искусственный интеллект для переосмысления природного мира, часто с прицелом на изобретение сюрреалистических природных пейзажей. Художник Рефик Анадол, например, в своей работе «Квантовые воспоминания »(2020) использует инструменты искусственного интеллекта и квантовых вычислений на наборе данных из более чем 200 миллионов изображений для создания оперной крупномасштабной видеопленки, которая изображает то, что он считает «коллективной памятью природы», как ее видели и фотографировали миллионы глаз.
Работа Креспо, конечно, отчетливо современна в своей опоре на нейронные сети. Но она также прислушивается к способам видения и видения природного мира до камеры.
«В Средние века, например, кто-то приходил и описывал то, что он видел после экспедиции, кому-то другому, кто мог только проиллюстрировать это. Так что, возможно, они видели льва, но другой человек не мог себе представить, как будет выглядеть лев, поэтому они нарисовали его с ногами собаки или головой коровы, или чем-то еще, что они видели раньше» – рассказывает София.
Эти гибридные животные привели к путанице в отношении того, какие существа на самом деле существовали и как они выглядели; они сбивали с толку ранних ученых. Читая сегодня истории из раздела естествознания 17 века, становится ясно, как эта смесь реальности и мифа повлияла на то, как люди увидели безграничные возможности природного мира. Почему бы человеку не поверить, что может существовать какая-то версия мифического существа, подобного василиску, хотя никто никогда его не видел? С другой стороны, почему бы, по крайней мере, не признать символическое значение несуществующего зверя, например, грифона?
В своих работах Креспо указывает на такой способ видения мира — с широким воображением и учетом возможностей, которые существуют за пределами того, что мы можем видеть. Это молчаливо напоминает нам о том, чего мы не знаем. В конце концов, по оценкам ученых, на земле может существовать более пяти миллионов неоткрытых видов растений и животных; существуют обширные области естественной жизни, о которых мы можем только догадываться, основываясь на нашем воображении.
Некоторые работы Софии Креспо еще можно посмотреть в Мультимедиа Арт Музей, Москва на международном биеннале «Искусство будущего/Art for the future».
Фото превью и материала / Sofia Crespo