Почему Болливуд использует расистскую практику «браунфейса» в фильмах?
09.02.2021
Глеб Голицын
Болливуд – это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи, названной так по аналогии с Голливудом. Он наиболее известен своими песнями, блестящими костюмами и энергичными танцевальными движениями, но у него также есть гораздо менее лестная репутация, связанная с расисткой практикой «браунфейса».
«Белые» значит «высшие»
В Соединенных Штатах понятия «блэкфейс» и «браунфейс» восходят к 19-му веку и являлись разновидностью театрального грима, который использовался комиками для своих шоу и водевилей и представлял собой карикатурное и стереотипное изображение лица чернокожего человека, а также других персонажей этнических меньшинств.
Болливуд перенял практику «браунфейса» в ряде фильмов, там актерам приходится затемнять свое лицо с помощью грима, делая его более смуглым, чтобы изображать персонажей из низших каст. Также часто такая практика предполагает найм исполнителей, которые имеют более смуглую кожу, тем самым укореняя дискриминацию и неравенство в киноотрасли.
Светлая и тем более белая кожа в Индии может сказать о многом: например, самым главным параметром является принадлежность к высшей касте брахманов. Хотя Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых- членов самой низшей касты.Теперь их называют далитами. Но на деле до сих пор члены высших каст продолжают дискриминационную политику по цвету кожи. В своем Всемирном докладе за 2019 год Human Rights Watch было отмечено, что далиты продолжают подвергаться дискриминации в области образования и трудовой занятости.
«Коричневый» Болливуд
Фото / Bala / Maddock Films
Например, в популярном фильме 2019 года Bala была показана история женщины, которая страдала от дискриминации по признаку тона ее кожи. Женщину сыграла известная актриса Бхуми Педнекар, которой пришлось затемнить кожу ради этой роли. Однако со стороны прессы это вызвало бурю негодования: и режиссеру и актрисе пришлось давать объяснение. Бхуми Педнекар заявила, что выбор режиссера Амара Каушика был основан на ее актерском мастерстве, в свою очередь, слова подтвердил и сам Амар, добавив, что рассматривал других смуглых актрис на эту роль, однако Бхуми отлично справилась с поставленной задачей. Позже они оба отказались от комментариев по этому поводу.
Популярность фильмов, в которых используется «браунфейс», таких как кассовые хиты Super 30 и Gully Boy, также выпущенных в 2019 году, говорит о том, что Болливуд еще не подвергся значительному общественному давлению за такую практику, которую многие люди в обществе считают расистской и оскорбительной. Колоризм, дискриминация по признаку цвета чьей-то кожи, все превалирует в Болливуде.
Под «маской справедливости»
Фото / DreamLens Production / pexels.com
«Индуистские религиозные тексты полны того, что мы сейчас признаем их как расовые стереотипы: фигуры низших каст описаны как темные и уродливые… Иметь темную кожу – значит заниматься физическим трудом, работать на солнце. Светлая кожа является признаком принадлежности к высшей касте. В колониальную эпоху такой расизм функционировал в контексте так называемого смешанного расового населения англо-индийцев. Чем ближе человек был к белому прародителю, тем выше он поднимался в иерархии», – говорит социолог Санджай Сривастава, работающий в Институте экономического роста в Дели.
Отношение в Индии к справедливости – это древняя концепция. Справедливость почитается и считается признаком красоты и статуса.
«Болливуд и вообще индийское кино имели в прошлом двух замечательных предшественников: религиозную иконографию и театр парсов. Для обоих “белизна” была очень важна», – сказал Виджай Мишра, профессор английской литературы в австралийском университете Мердока.
Если вы посмотрите на индуистских богов и богинь, то они будут удивлены тем, что они изображаются с белоснежной кожей, исключением являются изображения Шивы, Рамы и Кришны. А вот в театрах парсов – этноконфессиональной группы последователей зороастризма, благодаря своей иранской этнической принадлежности справедливость была отмечена белой кожей.
Таким образом, светлая кожа дает некий иммунитет, и все слова принимаются за веру и честность, а смуглая и темная кожа является признаком убогости. Не это ли расизм в своем истинном значении?
Дискриминация из рекламы и постеров
Фото / Tom Chen / unsplash.com
Дискриминация по цвету кожи не ограничивается большим киноэкранами. Например, Сеема Хари родилась и выросла в Мумбаи. Она сказала, что ее часто дразнили в школе за то, что она имела темную кожу, ее дразнили на улице даже прохожие, которые говорили ей, что она приносит несчастье, показывая свое лицо на улицах города. Сейчас Хари работает инженером-программистом Snapchat и живет в Лос-Анджелесе. Она также выступает против колоризма, который, по ее словам, проявляется не только в Болливуде, но и на полках индийских аптек и супермаркетов, где продаются средства для осветления кожи.
Некоторые из самых известных звезд Болливуда проявляют свое предпочтение к более светлой коже, предоставляя свои лица для рекламных кампаний, продвигающих отбеливающие кремы. Например, актер Шах Рух Хан в течение многих лет продвигает отбеливающий крем для мужчин. Так, это становится нормой – отбелить лицо, чтобы стать лучше. А в 2013 году петиция призыва к прекращению дискриминационной рекламы такого рода продуктов собрала более 27 000 подписей. По прогнозам, международный рынок отбеливающей косметики для кожи достигнет более $6,5 млрд к 2025 году, а какой вклад в эту доходность внесут индийцы – кажется немалый.
На этом фоне в 2014 году Совет по рекламным стандартам Индии (ASCI) выпустил руководящие принципы по продвижению осветляющих продуктов, заявив, что они не могут показывать смуглых людей как депрессивных, несчастных или обездоленных.
Ранее мы писали о том, как мороженое «эскимо» и осветляющие кожу средства – теперь признаки расизма.
Фото превью / Kaabil (2017) / Sudeep Chatterjee / Ayananka Bose
[…] том, почему Болливуд использует расистскую практику «браунфейса» в фильмах, об актрисах и актерах, которые чаще всего […]