Выставки иммерсивного искусства повсюду, и они ужасны
Реклама в метро об иммерсивных выставках захотела не только поезда метрополитена, но и улицы городов. Многих людей можно простить за то, что они думают, что многие галереи в мире переживают своего рода золотой век. Увы, правда менее захватывающая, более дорогая и, конечно, более удручающая. Потому что это не совсем обычное искусство, предлагаемое зрителям – это искусство иммерсивное.
Immersive art – это последнее ленивое дитя любви цифровых технологий и предприимчивых дельцов. Давайте рассмотрим, почему такие выставки захватили мир и что в этом плохого? Напомним, это что материал является субъективной точкой зрения.
Первая проблема с иммерсивным искусством заключается в том, что на самом деле это не очень захватывающе. Распространенный прием иммерсивных ретроспектив известных художников – лениво воссоздавать их оригинальные произведения, используя хитроумные технологии. Но простое наведение проектора с низким разрешением на белый холст не сильно влияет на сенсорную стимуляцию, и многим людям не верится, что любой, кто смотрит на пиксельный распечатанный скан картины, например Гюстава Климта, почувствует, что его эстетическое восприятие расширилось каким-либо новым способом.
Фото / Note Thanun / unsplash.com
Как и в большинстве подобных грехов, к примеру на иммерсивной выставке Ван Гога, где одним из «интересных» элементов того иммерсивного шоу было точное воссоздание картины «Спальня в Арле» – вроде со стороны это вполне неплохая идея, однако… Амбициозный подвиг, выполненный с использованием двух квадратных метров линолеума, мебели, которая выглядит так, будто ее украли из отделения для малолетних преступников, и, конечно же, изуродованных пародий на его картину. С таким же подходом к воссозданию известных картин подошли и в иммерсивной версии «Герники» Пабло Пикассо, и иммерсивной версии «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха…
Второй момент – это уловки и их исполнение. Конечно, многие люди идут за новым опытом и если исполнение хромает, то и впечатления после становятся смазанными. В то время как проекторы, объемный звук и неудобные дурацкие кресла являются опорой этих предприимчивых людей, занимающихся искусством погружения, их арсенал оружия нападения на обонятельную систему быстро расширяется. В Serpentine, состоявшимся в Alienarium 5 Доминика Гонсалеса-Ферстера, новаторская комната, которая была спроектирована так, чтобы пахнуть «инопланетными цветами» (holorium). К сожалению, несмотря на сотрудничество с известным парфюмером над концептуализацией этого потустороннего внеземного запаха, в результате получился неприятный запах пота и металла.
Фото / Note Thanun / unsplash.com
А еще есть гарнитуры виртуальной реальности – будьте осторожны! Многие выставки даже не включают их в стандартный билет, поэтому головокружительное возвращение к реальности дважды сопровождалось оплатой этой услуги билетеру, размахивающим автоматом с кредитными картами. Представьте удивление, когда кто-то приходит на иммерсивную цифровую выставку, но чтобы не просто слоняться по залам с проекторами, а так сказать погрузиться в мир выставки, то вам необходимо для этого дополнительно приобрести определенные услуги.
Третье разочарование – это то, что иногда эти инсталляции настолько банальны и бездонны, что посетители, проходя через инсталляции, совершенно не замечают этого. Заходя в зал, освещенный тысячами лампочек или в полумрачный ангар с яркими переливами, трудно наслаждаться атмосферой, когда вокруг тебя снуют другие люди, и единственное, что может произойти, это выбраться поскорее из этого звукового и визуального ада. Людям, страдающим клаустрофобией или социофобией, трудно будет сконцентрироваться на себе и понять свои чувства.
Фото / Note Thanun / unsplash.com
Печальным же следствием этого разочаровывающего иммерсивного искусства является то, что оно оттолкнет любителей искусства от риска знакомства с более интересными иммерсивными впечатлениями, которые требуют больше ресурсов, чем несколько проекторов. И наоборот, большое количество иммерсивного искусства эффективно без каких-либо техничных атрибутов, которыми может похвастаться любой такой проект. Поход на мастер-класс с приготовлением тайской еды или посещение костела с органной музыкой могут стать более полезным действием – ведь вы отдохнете от излишнего информационного шума, который и так присутствует в городах. Выбирайте сами свои впечатления, чуть позже технологии усовершенствуются и, возможно, появятся те самые иммерсивные выставки с глубоким погружением и личным участием.
Ранее мы писали о том, когда можно копировать чужое искусство, что искусство действительно продлевает жизнь, а также почему так много людей отвергают науку?
Фото превью / Note Thanun / unsplash.com