Мы все знаем набор советских комедий, которые крутят по телевизору каждые праздники (потому что лучше никто до сих пор не снял). И нам кажется, что мы знаем советский кинематограф, но это совсем не так. «Старое» кино было очень разным: FoxTime сделал подборку из не похожих друг на друга фильмов для поколения, которое родилось после великой кино-эпохи.
Мой ласковый и нежный зверь, 1976
Фото/ kinopoisk.ru
Кажется, лучшая экранизация Чехова и лучшая роль Олега Янковского. Молдавский режиссер Эмиль Лотяну взял за основу повесть «Драма на охоте», в итоге сильно отойдя от оригинального сюжета, создав, тем не менее, шедевр. Если вы сомневаетесь, смотреть или нет, послушайте знаменитый вальс композитора Евгения Дога, и ответ станет очевидным.
Сталкер, 1979
Фото/ youtube.com
Фильм Андрея Тарковского, получивший Приз экуменического жюри Каннского фестиваля 1980 года. Еще одна экранизация, на этот раз – «Пикника на обочине» братьев Стругацких. По итогу фильм сильно расходится по сюжету, а главное, философской составляющей с повестью, поэтому стоит и почитать, и посмотреть – и увидеть взгляды художника кино и художников слова.
Однажды 20 лет спустя, 1980
Фото/ domkino.tv
Фильм о матери и семье на фоне истории встречи выпускников. Хотя жанр фильма – комедия, она не имеет ничего общего с «Кавказской пленницей», да и с бездумным смехом тоже. После премьеры исполнительницу главной роли Наталью Гундареву (при том, что у Гундаревой не было детей) многодетные советские мамы забросали письмами с признаниями, что именно так все и есть в их жизни.
Мачеха, 1973
Фото/ vokrug.tv
Совсем другая история об истинном материнстве, и снова одна из лучших ролей – Татьяны Дорониной. Фразы можно ловить как карамельки, настолько там много житейского, живого. Вокруг фильма много споров, насколько достоверно жизнь показана в совхозе, но главное – достоверность отношений.
Влюблен по собственному желанию, 1982
Фото/ kinopoisk.ru
Еще один фильм с Янковским – в образе бывшего спортсмена на грани алкоголизма. Герой встречает девушку-библиотекаря, с которой они заключают соглашение влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга. Может показаться, что идея из антиутопии, а на самом деле о потерянных в огромной толпе людях.
Живет такой парень, 1964
Фото/ vokrug.tv
Автоэкранизация писателя и режиссера Василия Шукшина, сделав звездой советского кино Леонида Куравлева. Главную роль, кстати, мог сыграть Высоцкий, но в итоге именно Куравлев сыграл образ фольклорного Вани-дурачка, ищущего своего счастья и пытающегося устроить чужое. А еще можно увидеть молоденькую Беллу Ахмадулину.
Родня, 1981
Фото/ in-w.ru
Случай, когда не знаешь, кого нахваливать – Нонну Мордюкову в почти неузнаваемом образе, Федю Стукова (известного ролью Тома Сойера), сыгравшего девочку, Светлану Крючкову или режиссера фильма Никиту Михалкова. Да, Михалков снимал не только о войне. Точнее, не только о реальной войне государств, но и о войне в душе людей, которые не могут услышать друг друга, будучи кровно родными.
Белые росы, 1983
Фото/ 1tv.ru
Три сына и стареющий отец (Всеволод Санаев), чью избу, где выросли все дети, должны снести под новые типовые дома. У каждого – своя история и характер, а душа у старика болит за всех. Просто посмотрите на Николая Караченцева, который играет на гармошке, сидя в гнезде аиста, и поет «вроде гляну – все в порядке, а выходит ерунда».
Текст / FoxTime.ru Анастасия Дорогова
Фото превью/ youtube.com