Если вы цените творчество Триера и вам нравятся его работы (Догвилль, Меланхолия, Антихрист, Нимфоманка), то смело идите в кинотеатр. Однако, если знакомство с режиссером произойдет у вас впервые, либо вы видели какие-то его фильмы и не остались в восторге, прочитайте, чего стоит ждать от «Дома, который построил Джек».
Главный герой — инженер, который всегда хотел стать архитектором. Он живет с мечтой построить себе идеальный дом. Строительство не задается, а вот случайное убийство дает ему сигнал и прилив сил — это то, ради чего он рожден.
Как ни странно, дела для него складываются очень удачно – никто не пытается его поймать, жертвы сами садятся в машину и открывают входную дверь.
Убийства для главного героя – изящная форма искусства:он составляет небольшие композиции из мертвых тел, хранящихся в холодильной камере, делает фотографии передвигая трупы, видя в этом что-то прекрасное.
Красный халат Джека и его спутник по имени Вердж (Вергилий) не оставляют сомнений: перед нами новый Данте, который пытается описать и структурировать ад внутри себя.
Включая в нить повествования кинохронику, фотографии и картины, Триер вместе с Джеком задается вопросом: а вдруг тираны и есть художники,люди, творящие массовый геноцид и оставляющие после себя инсталляции из сотен тысяч обезображенных тел?
В фильме существует пять уровней понимания «Дома, который построил Джек». Главный герой раскрывается постепенно, будто майский цветок на восходе солнца.
Первый уровень — знакомство
«Дом, который построил Джек» — это история о жизни серийного убийцы, который исповедуется перед неизвестным, рассказывая о жестоких событиях, произошедших в Америке в 70-х по его вине. Джек рассказывает о пяти случаях, они раскрывают его неординарную личность от начинающего маньяка с обсессивно-компульсивным синдромом до широко известного серийного убийцы с громким именем «Мистер Утонченность».
Главный герой жаждет славы, ему нравится видеть, что он сделал, что люди знают о произошедшем, но ему этого мало — он хочет приблизиться к истории, оставить свое наследие, как те люди, что восхищают его. Как бы невзначай в фильме лейтмотивом играет песня «Fame» Дэвида Боуи.
Через весь фильм проходит мысль о том, что Джеку чего-то не хватает. У него нет семьи, идеальной работы, дома, о котором он мечтал всю жизнь. Он стремится построить свое жилище, но каждый раз оказывается недоволен результатом. Хладнокровные убийства дарят ему спокойствие и умиротворение на душе. Только хватает его не надолго:ровно на столько, чтобы дожить до новой «ломки», когда тень становится все больше и больше. Главный герой испытывает зависимость от убийств, они нужны ему, чтобы почувствовать себя на мгновение счастливым.
Второй уровень — причины ненависти
Про свой новый фильм режиссер высказался так: «Годами я снимал фильмы о добрых женщинах; настало время сделать кино о злом мужчине». Джек – злой, жестокий, бесчувственный психопат и хладнокровный убийца. В пяти преступлениях его целями становятся женщины. Причем если в первых двух убийствах это случайные женщины, то в двух других — это девушки, с которыми у Джека были отношения.
Он не чувствует любовь, он выбирает женщин, потому что убивать их проще, чем мужчин. Герой Мэтта Диллона буквально говорит, что женщины охотнее сдаются, когда становятся жертвами, — мужчины же держатся до конца.
В фильме есть монолог главного героя, в котором он задается вопросом, почему мужчина всегда виноват.
«Почему если ты родился не женщиной, ты априори зло. Ты можешь никогда не выпускать своих внутренних демонов, можешь их подавлять, можешь не знать об их существовании, но они в тебе есть. Потому что ты мужчина».
Джек с этим не согласен, и потому в его стремлении выделять женщин среди других жертв определенно есть особый подтекст.
Третий уровень — становление личности
Джек долгое время пытается построить идеальный дом, но каждый раз он недоволен результатом. Главный герой — творец-перфекционист, который стремится к недостижимому идеалу. Он обращает внимание на детали, начинает заново при возникновении мельчайшей ошибки. Такой подход Джек преследует во всем.
После каждого преступления маньяк делает фотографию, и если она его не устраивает, то Джек готов рискнуть многим ради того, чтобы этот кадр переснять. Характер серийного убийцы вынуждает быть осторожным, внимательным, чрезмерно дотошным. Главный герой понимает, что «творчество» — смысл его жизни, не будет убийств, значит не будет Джека. Он не хочет быть пойман за своим любимым занятием, ведь тогда он никогда не сможет творить.
Почему именно дом? Он не случайно фигурирует в названии фильма, однако самому помещению в фильме уделяется не так много времени. А что значит дом для человека? Это постройка или место, которое позволяет ощутить спокойствие и умиротворение? Дом Джека мы видим в самом финале, и дом этот вовсе не материальный. Он состоит из трупов, они холодные, вонючие, обмерзшие – и есть тот дом, который строил Джек.
Четвертый уровень — глухое общество
Показательная картина, когда жертва Джека догадалась, что он — Мистер Утонченность, и начала звать на помощь, но никто из жителей дома не откликнулся. Главный герой помогает ей — тоже кричит на всю улицу о том, что девушке нужна помощь, но всем плевать. Никто не хочет вмешиваться в чужие проблемы.
Идея безразличия и равнодушия проходит лейтмотивом через весь фильм. Что помогало оставаться главному герою на свободе? Совершенный ум Джека или обычное стечение обстоятельств, когда всем было все равно на происходящее вокруг? Из-за нежелания помогать окружающим в обществе процветает зло во плоти. Джек – не главная проблема, ведь на его месте появится другой человек, который будет пользоваться вседозволенностью и безразличием общества.
Пятый уровень — вера
Главный герой утверждает, что рай и ад — это одно и то же. После смерти душа уходит в рай, а тело — в ад. С самого детства Джек отличался от других детей. Ему была присуща жестокость, он не умел любить и считал свои убийства искусством.
Построение фильма и его эпилог, озаглавленный «Катабазис», подтверждают, что Фон Триер хотел провести зрителя через бытие сложного человека, жившего за пределами морали и этики. Джек прекрасно осознавал каждое убийство — они были не импульсивными, а обдуманными. Каждый раз, решая убить кого-то, Джек делал осознанный выбор.
И потому финал фильма — путешествие Джека вместе с загадочным незнакомцем, которому он рассказывал историю своей жизни, выглядит логичным. С юных лет Джек знал, куда в конечном счете приведет дорога. Он верил и знал, что для него иного пути нет. Поэтому маньяк был готов к своей судьбе. Был готов занять свое место среди таких же, как он, — вышедших за границы морали и погрязших в пороке.
Эпилог
«Дом, который построил Джек» можно рассматривать, как творческое завещание режиссера, представив на обозрение финальную исповедь художника, творящего, как и маньяк Джек, свое искусство из человеческого материала.
«Если быв свое время я не выбрал киношколу и карьеру режиссера, возможно, я стал бы Джеком», — откровенничает Ларс Фон Триер.
Фильм снят в духе предыдущих картин Триера со всеми их недостатками: с долгими медленными планами, с метафоричностью и вставками, которые могут сбивать с толку.
«Снимать кино тяжело. Делать «Дом, который построил Джек» было особенно сложно, потому что фильм полон отчаянья. Но как бы тяжело ни было, мне всегда удавалось выползти из депрессии, чтобы дать указания актерам», – делился режиссер.
Каждый по-своему воспримет этот фильм, ведь порог чувствительности и способность к отстранению от изображения и звука, у всех разный. Искалеченные тела оказываются жутковатым, но эстетизированным объектом. Основное впечатление после просмотра новой картины Триера не отвращение и ужас, а грусть, подобная «Меланхолии».
Джек, как и ожидающие неизбежной гибели герои «Меланхолии», как и Ларс фон Триер, как каждый из нас, всего лишь хотел оказаться в доме, где он сможет укрыться от всех бед и невзгод.
Текст / Ксения Рябова FoxTime.ru
Фото / kinopoisk.ru