Аниме совсем не сводится к сериалам про покемонов или шедеврам Миядзаки. FoxTime посмотрел легендарный сериал «Евангелион» и написал свою рецензию.
Начнем с того, что оригинальный «Евангелион» (1995-1996) стал культовым с самого начала — еще с публикации первых томов манги, по которой снят сериал. Впоследствии «Евангелион» превратился в целую тему в японской культуре, включая мангу, версии сериалов и фильмов с разными концовками и ответвлениями, косплеем и непрерывным обсуждением скрытого смысла вот уже 20 (!) лет.
Сериал середины 90-х, ставший классическим вариантом, в свое время перегнал по сюжету мангу, которая закончилась сильно позже. Он с ходу помещает нас в 2015 год альтернативной реальности на Земле. 15 лет назад случился некий «Второй удар», после которого земная ось сместилась, а вместе с ней климат и вся жизнь на планете. В Японии теперь вечное лето и постоянные нападения иноземных существ — Ангелов, принимающих самую разную форму. Все они пытаются уничтожить город Токио-3, в котором находится база организации NERV, защищающей, как кажется, человечество от врагов.
В центре внимания оказывается подросток Синдзи Икари, которому суждено стать пилотом Евангелиона (коротко — Евы), биоробота, созданного NERV для борьбы с Ангелами. Дальше мы постараемся не спойлерить, хотя это почти невозможно, так как сериал оставляет несметное количество вопросов и вообще очень лихо сворачивает все подробное повествование в последних двух сериях, оставляя пораженного зрителя кричать в негодовании в монитор.
Своей недосказанностью сериал заставляет искать подсказки и «пасхалки» в попытке понять, что же здесь вообще происходит. Хотя недостатка в намеках нет, структура «Евы» будто бы вынуждает пересмотреть сериал еще. И еще. И еще…
Фишка «Евангелиона» — в его непохожести ни на что другое, чтобы было до. Хотя «Ева» и использует уже разработанные в аниме темы, она положила начало совсем новому формату. Подробная детализация и психологизация, погружение в сознание героев, акцент на мироощущении подростков, ежесекундная смена настроения, жестокость и комедийные моменты, забрасывание зрителя выдуманными технологичными словами… Всего этого в аниме никто не делал в таких масштабах.
Тем не менее, отрицательных отзывов о «Еве» предостаточно. По мнению критиков, негативная реакция вызвана тем, что не каждый зритель любит и готов думать. Здесь не выдают готовых ответов, здесь много страданий и крика, а у каждого героя своя трагедия. Как ни странно, но в японском жанре христианская и иудейская религии сочетаются с фрейдистскими трактовками, формулой «все проблемы идут из детства» и излюбленной японцами темой «души в вещах».
Бывают произведения, которые не могут оставить равнодушным. Кажется, сам сериал — о неравнодушии, которое калечит не меньше, чем войны и ошибки. Посмотреть стоит хотя бы потому, что это нечто совершенно другое, чего нет ни в европейской, ни в русской культуре. И, кстати, японцы советуют смотреть «Еву» и подросткам, чтобы понять, насколько они преувеличивают свои проблемы в порывах юношеского максимализма, и взрослым — чтобы понять своих детей.
Текст / FoxTime Анастасия Дорогова