Историк и коллекционер Ася Аладжалова о моде ушедшей эпохи
28.02.2017
admin
Восемь лет назад Ася открыла театр исторического костюма «Ретрообраз». Сейчас здесь проходят дефиле, выставки и лекции. Ася – коллекционер и историк моды: платья, шляпки, сумочки, чулки и комбинации 1920-х – 1970-х годов. Каждая вещь рассказывает историю своей владелицы, а каждое мероприятие «Ретрообраза» – возможность окунуться в исчезнувшую эпоху. Foxtime поговорил с Асей о том, как менялись стереотипы женской красоты и откуда вообще берётся мода
Какие есть различия между современными манекенщицами и моделями прошлого века?
Давай представим себе показ дома Chanel 2017 года. Там тебе, в принципе, безразлично, как модель подает платье. Тебе просто важно знать линейку этого модного дома. И на живых моделях смотрят только потому, что важно знать, как эти платья смотрятся в движении. Если бы пластиковые манекены могли бы двигать руками и ногами, то можно было бы смело заменить одно на другое. До 60-х годов дефиле проходило совсем по-другому. В начале сезона в модном доме был большой показ, далее шел ряд маленьких дефиле: для закупщиков, обеспеченных клиентов, кинозвезд и так далее. И перед манекенщицами ставили задачу – продать определенное платье, и она думала и работала над тем, как выгоднее всего подать этот наряд. Она могла небрежно продемонстрировать вечернее платье, а повседневный костюм, который надо было продать в десяти вариантах, показать с особым шиком. У каждой модели были свои уловки, ведь они получали процент за проданные платья, и работали только на один дом моды. Тогда модели были немаловажным звеном модного дома. Сейчас же модель постоянно ходит по кастингам и представляет одежду разных брендов.
Какие заблуждения о ретро-моде многие принимают за истину?
Иногда смотрю стилизованные под ретро фотосессии и мне кажется, что люди уверены, будто в прошлом веке все носили пышные юбки в крупный горох, высокие прически и для фото делали губки поцелуйчиком. На самом деле так обобщать нельзя: в 20-ых годах было модно одно, а к примеру в 40-х совершенно другое. Люди все смешивают под каким-то стереотипным образом стиляги.
Многие думают, что 60-е – это скучно. Потому что видели старые фотографии своих бабушек, которые позируют около теплохода «Ленин» в строгих костюмах и с прическами-бабеттами. Но достаточно посмотреть хронику фотографий района Челси 63 года или фотографии Твигги и можно понять, что 60-ые — это совсем не скучно.
Еще многие очень любят пинап девочек. И думают, что в таком виде ходили все. Образ пинап использовался исключительно для фотосессий, которые потом могли лицезреть одинокие дальнобойщики и солдаты на плакатах и в календарях.
Много кто любит надевать обручи с перьями и стразами на ретро-вечеринки, думая, что в 20-х так ходили все (как в «Великом Гэтсби»). На самом деле этот аксессуар был скорее сценическим, использовался для фотосессий. В обычной жизни его практически не носили.
Какие женские образы были популярны в прошлом веке?
В 20-ые года идеальная женщина была спортивна, молода, сама зарабатывала себе на жизнь, не боялась шокировать и эпатировать публику. Женщина 20-х пережила первую мировую. В воздухе того времени царила атмосфера неприкаянности и отчужденности, что конечно не могло не повлиять на женский образ. В моде были короткие стрижки, спорт, машины и короткие платья.
В 30-ые года женщина становится скромнее. Думаю, что тогда на моду повлиял кризис на Уолл стрит. И хоть по-прежнему носили короткие стрижки, силуэт платьев стал удлиненным, а сами женщины женственнее. Шик и роскошь стали умереннее.
В 40-ые годы основной женский образ — женщина-ударница. Прекрасная половина человечества была вынуждена работать в прифронтовых госпиталях, на заводах. В то время было не до моды. Арсенал женских уловок был минимален, красная помада и стрелки. Больше ничего не было. Платья также были скромные.
А вот в 47 году Dior пытается вернуться к былой роскоши 1910-х. Он вводит в моду украшения, корсеты. Женщина в 50-ые года снова становится витриной благосостояния своего мужа.
В 60-ых появляется Твигги. В моду входит образ худой, высокой и юной девушки, в отличии от 50-х. Как писала Мэри Куант в своей биографии, девушки 60-ых были детьми войны, недокормленные и поэтому худые. Так что это своего рода была вынужденная анорексия. И эти молодые и свободные Твигги, Мэри Куант и подружки «битлов» начинают создавать моду для таких же как и они, стирают табу и границы дозволенного.
В 70-ых появляются хиппи, в моду входит этнический стиль.
А в 80-ых появляются деловые женщины, так называемые «яппи» (Я́ппиангл. Yuppie, аббр. от Young Urban Professional Person + суфф.-ie — молодой городской профессиональный человек; иногда встречается вольное толкование от Young, UPwardly-mobile Professional + суфф.-ie — молодой поднимающийся вверх профессионал). Они строят карьеру, посещают фитнес-клубы и светские мероприятия.
О 90-ых говорить ещё рано. Не так давно все это было.
Что посоветуешь почитать, тем, кто хочет разбираться в моде?
Сама я люблю читать альманах «Теория моды», еще у Александра Васильева хорошие альбомы по истории моды.
Как ты думаешь, что будет модным в 2027 году?
Мода развивается циклично, есть определенная крайняя точка, дальше которой уже идти некуда. Вот были в моде мини-юбки, которые едва стринги закрывали и дальше соответственно уже нельзя, значит длина будет увеличиваться. Вот сейчас когда мы все переболеем широкими бровями, в моду снова войдут тонкие. Нам просто надоест это, и мы будем искать другие, новые формы. Не думаю, что мода ударится в какие-то крайности, и мы все оденемся в скафандры. Скорее всего вернется хорошо забытое старое. А вообще существуют целые институты, которые занимаются прогнозами. Многие дизайнеры кстати слушают, что говорят трендмейкеры, и только потом приступают к пошиву новой коллекции.
Текст: Ксения Кирсанова, Foxtime.ru