Наклейки на автомобилях как способ общения
19.04.2017
admin
Елена Никишина, преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, провела исследо вание коммуникации на дорогах. Объектом её изучения стали наклейки на автомобилях, спрос на которые в последнее время ощутимо возрос
Комплексы и конкуренция на дорогах
В ходе изучения основных тенденции коммуникации в городском пространстве было выделено три роли, в которых выступают участники в ситуации «общение на дороге»: «водитель-водитель», «водитель-сотрудник ДПС», «водитель-пешеход». Самая распространённая — общение между водителями. Главное в этом общении — конкуренция по двум основным параметрам: компетенция в управлении автомобилем и престижность его марки.
Активность и демонстративность в основном проявляют неопытные и владельцы непрестижных марок автомобилей. Чаще всего они пытаются оправдаться, предупредить, самоутвердиться или шутливо поугрожать (Паркуюсь как могу!; Я не пьяный! Я объезжаю ямы!; Могу учудить!; Осторожно! Путаю педали!).
Конкуренции между обладателями дорогих и бюджетных машин выглядит так: владельцы последних оправдываются за несоответствие уровня своего автомобиля общепринятым стандартам.
“Зато не в кредит” (о старой разбитой русской машине); “Зато не пешком!”; “Ад был переполнен, пришлось вернуться назад!”; “Газель”, на которой вверху и крупно написано: “Мерседес”, ниже и чуть мельче: “болел в детстве много”, на Оке «Вырасту — джипом стану!»; На УАЗе “Меня не возьмет никакая зараза, я русский мужик, я водитель УАЗа”.
Таким же образом обыгрываются приобретенные недостатки автомобилей: “Чак Норрис was here!”, “Моль погрызла!”, “В салки больше не играю!”, “Чистый джип — позор хозяина!”.
Владельцы дорогих автомобилей практически не делают акцента на статусе своих автомобилей за редким исключением (“Размер имеет значение!”; “Двухлитровым должен быть только пакет сока”).
Агрессия на дороге
Общение на дороге балансирует между двумя основными формами общения: игровой, шутливой формой и агрессией. Нередко агрессия выражается в виде прямой или ироничной угрозы: “Еще раз посигналишь, вообще никуда не поеду!”; “Обгоняй! Кто-то ждет твои почки!”
Повышенную агрессию в коммуникации на дороге автор связывает с анонимностью.
«Быть участником дорожного движения — все равно что выходить в интернет-чат под псевдонимом. Мы свободны от своей личности, нас окружают люди, известные лишь под «никами» (на дороге — спрятавшиеся за номерными знаками)» – приводит автор слова Тома Вандербильта из его книги о психологии поведения на дорогах.