После словосочетания «пермская академия» мне говорили: «Спасибо, не надо»
FoxTime продолжает серию интервью с начинающими актерами. Как это — закончить театральный и выйти в город переполненных театров, перенасытившейся публики и жесточайшей конкуренции? Актер Илья Ильиных, выпускник пермской театральной академии, об агентах, случайностях, неудачном бизнесе и работе с Хабенским
Про детские мечты и Москву в 16 лет
В пятом классе я хотел стать пожарным, потому что думал, что МЧСники много зарабатывают. А потом у меня был какой-то прикол, мечтал стать дальнобойщиком. Но как только садился в автомобиль, я сразу засыпал. В седьмом классе появилась театральная школа, мы выезжали на серьезные фестивали в Москву. В детстве, когда ты приезжаешь в столицу и берешь гран-при по всей России…Значит, что все не просто так. Значит, стоит попробовать.
После одиннадцатого класса решили поступать в Москву. Приезжаем, нам по шестнадцать лет. Неделю жили в детском театре на матах. Помню, что записывались во МХАТ в пять утра, а в очереди уже были 250-ые. Нам было всего по шестнадцать, мы даже не знали, к кому поступать, кто эти люди, чему они нас научат, при каких они театрах. Полное непонимание. В итоге никто никуда не прошел, а я поступил в пермский театральный к Виктору Ильеву.
Про новые пути и страхи
Наш курс поехал на московский фестиваль «Твой шанс», куда подают заявки все театральные ВУЗы России, а из них отбирается шестнадцать. Мы попали в число отобранных с «Матросской тишиной». После спектакля на фестивале подошел кастинг-директор Мосфильма: «Илья, вам интересно поучаствовать в историческом фильме? Пришлите мне свое резюме». В итоге меня утвердили на главную роль в проекте «Встречи на Эльбе». Страха покинуть театральный не было. Все было решено, я знал, что закончу его и перееду в Москву, а через неделю улечу в Польшу на съемки. У меня был другой страх. В театре — погружение, включение в спектакль. А в кино — один момент. «Внимание, начали!» — ты должен моментально включиться. Появились ностальгия, скука. Мастер в театральном был мне отцом, а сейчас нет такой теплоты в театре. Наша маленькая семья, существовавшая четыре года. Сегодня театр — это все равно работа.
После съемок сплава в «Географе» поехал в Пермь и 9-го мая в Парке Горького прыгал бабочкой, зарабатывал деньги. Даже есть фотография в газете, где я в костюме бабочки пархаю
Про фильм «Географ глобус пропил» и наставления от Хабенского
На пробах в «Географ глобус пропил» случайно разговорился с Ириной Третьяковой, вторым режиссером фильма. Она сказала: «Хулиганы нам нужны!». И по попе меня шлепнула… Я подумал, что это знак! Пробы прошли, и мы оказались в ситуации абсолютной неизвестности. Через месяц мне позвонили и сказали, что утвердили на роль Овечкина. Моя первая мысль была о том, что буду сниматься с Константином Хабенским. Но я был совершенно спокоен. Я просто выдохнул…и все. Я никому ничего не говорил.
Помню, в первый день съемок мы только зашли в класс, нам сказали, что сейчас нас познакомят с Константином Хабенским. Сидит двадцать пять человек, заходит Хабенский, и звучит общий, громкий выдох. На самом деле, он очень крутой артист, настоящий профессионал. С ним очень легко работать, он постоянно нас наставлял. Нас в ВУЗе не учат, как сниматься. Это не наш профиль. Как поймать свет? Как вести себя на съемочной площадке? У такого человека было круто поучиться. По выходным мы читали ему стихи, пели песни. Он был наравне со всеми, так же стоял в очереди за едой. Сумасшедший опыт. Моментальное включение в работу, а какие у него глаза… И после «Географа», слава богу, появился агент. Это самое важное в кино. Без агента ты не попадешь на кастинг. Она мне очень помогает и помогла уже. Говорит, как вести портфолио, шоу-риал и все остальное. Она меня продает. Учит. Держит в курсе.
Про невозможность верного ответа
В театре я получаю больше удовольствия от работы, чем в кино. Но в кино резонанса намного больше, это закономерность. Я читал интервью одного молодого актера. Ему задали вопрос: кино или театр? Он сказал, что кино — это папа, а театр — мама. Как тут выбрать? Это часть нашей профессии, разные грани искусства. Если в театре ты играешь на сцене и нужно работать воображением, то на съемках, когда ты стреляешь и все взрывается, ничего играть не нужно, все само происходит.
Про свой театр, бродячие труппы и частые перелеты
Все выбрали свою историю. Через полгода после выпуска мы поехали на встречу выпускников и решили сыграть наш курсовой спектакль. У нас возникла идея создать свой театр. И он появился, мы назвали его «Гистрион». Гистрион — это бродячая труппа, которая умеет делать все, начиная от спектаклей, заканчивая цирковыми шоу. Так как своего дома пока у нас нет, мы выбрали такое имя. И сейчас каждый месяц я улетаю в Пермь на пять дней, и мы играем по два спектакля в день. Ребята приезжали в Москву, я нашел московского режиссера, мы сделали спектакль «Байки Шукшина». У нас нет полноценной системы театра, только худрук, бухгалтер и соучредитель. Мы не зарабатываем денег, работаем, грубо говоря, на энтузиазме. Благотворительные акции, все остальное.
Про роль мечты
Я бы хотел сыграть Гамлета, хотел бы сыграть Ромео. Просто в нынешнее время режиссеры будут больше думать, как именно поставить Шекспира. Никто по классике не пойдет, нужно какое-то решение. Нужно показать реалии сегодняшнего дня. Роль моей мечты — Сирано де Биржерак. Павел Сафонов поставил на Малой Бронной Сирано де Биржерака с Антипенко. Это мощно. Мощная пьеса, актерские работы мощные, мощная режиссура. Все сошлось необыкновенно. Хотя я молодой, мне до такой роли нужно еще дорасти. Сейчас я больше думаю о Ромео.
Про технику, любимого актера и звездную болезнь
Евгений Миронов — номер один для меня. Есть понятие техники актера. Когда смотришь спектакль или кино с актерской точки зрения видишь, как выполнена работа. Я вижу, что это техника, ничего сложного. А когда я смотрю на Миронова, я не понимаю, как он это делает. Я понимаю некую структуру, но что у него внутри понять не могу. Откуда он это берет? Как он это достает? Так же и у Ди Каприо. Я не понимаю, как они это делают! Год работал с Евгением Цыгановым. У него специфическая органика, многие говорят, что он везде одинаковый. А сейчас он играл на открытом темпераменте. Были сцены, где он работал по одному сигналу. Моментальное включение, работа со своим психофизическим аппаратом на высочайшем уровне. Смотришь и думаешь: «А я бы смог сейчас на такую эмоцию выйти?». Мне удалось поработать с Ириной Пеговой. Безумная актриса с сумасшедшей энергетикой. Она сносит позитивом людей. Никакой звездности, напыщенности. Человек приходит и честно выполняет свою работу. Молодые артисты в гримерках ведут себя так, как заслуженные народные артисты себя не ведут. Это очень плохо влияет на будущую карьеру. Снимаешься год, команда видит, как ты работаешь. Потом людей уже не приглашают.
Про «Софию Палеолог»
Звонит агент и зовет на кастинг «Софии Палеолог». Выучи и приходи. София Палеолог? Исторический еще…На пробах выясняется, что других на эту роль не приглашали. Продюсер рассказывает, что смотрела по телевизору «Географа», увидела меня и подумала, что я похож на Цыганова. Пригласили только меня, никакого кастинга даже не было. Снимали в Пскове, в Великом Новгороде, в Чехии, в Астрахани, в Москве. У меня с каждый проектом эмоций больше и больше. София — это мой самый большой проект, мы снимали его год. Я раньше не встречался с таким масштабом. Шикарные костюмы, реквизит шикарный. Я даже не представляю, сколько это работы. Снято очень честно. Посмотрим, что будет.
Про будни и резиновые сутки
Я не настолько востребованный артист, чтобы быть занятым каждый час. У меня бывают выходные, когда я ничего не делаю. Начинаю заниматься чем-то своим. Есть дни, когда к десяти я приезжаю в театр, у нас прогоны спектаклей, затем утренние спектакли, потом вечерний спектакль, после них я сажусь в метро, лечу в Пермь, в шесть утра прилетаю, а в восемь уже выезд по Пермскому краю. Приезжаю в деревню Дубки, в 12 уже утренний спектакль, а вечером еще один.
Проданный бизнес и работа аниматором
Я открывал бизнес, но как-то не пошло. Но на это нужно больше времени, чем сейчас. Либо надо грамотно это складывать, до чего я пока не дорос. Либо нужно дорасти до авторитета, чтобы распределять все это. Я же не могу просто взять и отказаться от спектаклей или съемок. Я не настолько востребован. Я хватаюсь пока за любую адекватную работу. И турфирму открывали, и кофейню. Я кофе вообще не пил. Жена пила… Мы продали кофейню, и молодой парень привел ее в порядок. Потому что он этим живет, только этим и занимается. Я не мог. Я вставал в восемь, ехал грузить молоко, потому что до девяти утра нужно было его забрать. Потом после вечернего спектакля ехал обратно в Подмосковье за этим же молоком или за стаканчиками. Мне это дико не нравилось, и мы бросили. Но опыт крутой. Это был крошечный бизнес, какая-то точка в торговом центре. А есть кофейни большие, магазины. Учиться еще и учиться. В будущем хочется что-то свое открыть. Доход там, конечно, совершенно другой. Еще я четыре года работал аниматором. И поставил на этом деле крест, потому что выработал все, что мог. Кстати, после съемок сплава в «Географе» поехал в Пермь и девятого мая в Парке Горького прыгал бабочкой, зарабатывал деньги. Даже есть фотография в газете, где я в костюме бабочки пархаю. Поработал и уехал снова сниматься с Хабенским. Поэтому и звездности у меня никогда не было. Я вырос иначе, меня хорошо воспитали. Таким я не злоупотребляю. Я бы лучше свое агентство открыл. На это мозги уже есть. Если приспичит — сделаю.
Когда я звонил в театры и спрашивал, можно ли мне прослушаться, меня спрашивали, что я закончил. После словосочетания «Пермская академия» мне говорили «спасибо, не надо»
Про нового человека и искренность актера
Смотришь старые фильмы и понять не можешь, как они это делают? Вот «Калина красная». Подходит Шукшин к деревьям и говорит: «Вот мои березки!». И ты этому веришь, потому что человек был такой, и ни доли вранья там нет. Если сейчас выйдет Безруков…Хотя Безруков это все-таки тоже правдиво сделает. Если выйдет другой артист, ты будешь по-другому относится. Сейчас таких людей очень мало, особенно среди московских актеров. Это фальшь, ложь. Когда Козловский играет в офисе, я ему верю. Сегодняшний человек такой, и актер делает это очень убедительно. И сейчас мало картин, которые вынимают из тебя душу.
Про закрытые двери и мотивацию
Работа в Москве и съемки в кино не делают из тебя хорошего артиста. Безумное количество талантливых актеров в провинции, и они от этого хуже не стали. Четко нужно знать, хочешь ли ты сниматься, в каком театре хочешь работать. Нужно посвящать профессии максимальное количество времени. Многие мои однокурсники пришли в театральный просто ради диплома, это было очевидно. Четыре года обучения и высшее образование. На втором и третьем курсе люди поняли, что это не их профессия, и они будут заниматься другим. Другие шестьдесят процентов думали, что они хотят быть артистами, но их мотивация была настолько ничтожна, не было понимания, чего они хотят и куда пойдут. Они разлетелись. Стали рядовыми работниками театров. Это тоже неплохо, такова жизнь, но цель профессии — грызть ее изнутри, совершенствоваться. Ты же всегда хочешь добиться успеха, как бы пафосно это не звучало. Ты хочешь максимальной отдачи от творчества. Дело все в мотивации. Я закончил Пермскую академию. Сейчас играю в московском театре (МОГТЮЗ — прим.), работаю с хорошими режиссерами, снимаюсь в кино, хотя когда я поступил всего говорили, мол, Илья, какая Москва, ты о чем. Когда я звонил в театры и спрашивал, можно ли мне прослушаться, меня спрашивали, что я закончил. После словосочетания «Пермская академия» мне говорили «спасибо, не надо». Тут решает желание. Надо фигачить. Многие сорокалетние артисты из театра просят меня познакомить их с агентом. Говорят, что думали — их заметят на спектакле, позовут куда-то. А время прошло, возможности профуканы.
Про отчаяние и прослушивание в театр
Я снимался во «Встречах на Эльбе» все лето, как раз когда шли показы во все московские театры. Приехал в сентябре в Москву и сидел три месяца на попе ровно. Я не знал, что делать. Бегал по пробам, но выхлопа не было. Сидел и ничего не делал. Тут звонит парень со съемок и говорит, что в Царицыне в Московском областном ТЮЗе прослушивание, но через полчаса оно закончится. Я звоню туда, спрашиваю, можно ли показаться. Ну, говорят, успеете — показывайтесь. Я захожу последний, передо мной сидит Нонна Гришаева, Николай Дручик, главный режиссер театра, и еще несколько режиссеров. Я читал программу на пофигизме: понимал, что сюда залетел случайно, бред полный. Рассказываю, что снимался во «Встрече на Эльбе», там молодой лейтенант влюбился в немку, такая история. А знаешь, – говорит Нонна Валентиновна – мы сейчас ищем мальчика на пьесу «Соловьиная ночь». А там сержант Петр влюбляется в немку…. И все. Меня берут на главную роль в этом спектакле. Случай нереальный.
Ты с гримером мило пообщался на съемках, а она потом перешла на другой проект и увидела, что эта роль подходит тебе. И говорит об этом кастинг директору, и тебя зовут на пробы
Про уважение и нестабильность профессии
В нашей сфере надо общаться со всеми, находить контакты, узнавать, кто как работает. Это безумно важно и дает нужные толчки. Ты с гримером мило пообщался на съемках, а она потом перешла на другой проект и увидела, что эта роль подходит тебе. И говорит об этом кастинг директору, и тебя зовут на пробы. А если парень сидит и курит, в то время как его гримируют, гример скажет: «Слушай, с Янковским работала, он себя так не вел». Естественно, она его больше никуда не позовет. Любая удача или наоборот падение — это шаг вперед, нужно учиться и идти дальше. Такова наша профессия. Сегодня ты в топе, завтра уже нет. Сегодня удался спектакль, завтра — нет. Кто мало ходит по пробам, думают после каждого показа, что если их не позвали — это конец жизни. Я на этих пробах уже съел собаку. Это жизнь. Либо количество переходит в качество, либо наоборот. Бывает тебя приглашают на пробы, ты читаешь сценарий и влюбляешься в него, думаешь, что сделал бы эту роль, она только твоя. А потом пустота. Обидно конечно. Но значит так надо, значит будет что-то другое.
Работы в кино
Менталист
София
В далеком сорок пятом…Встречи на Эльбе
Географ глобус пропил
Работы в театре
МОГТЮЗ
Пять вечеров
Соловьиная ночь
Первая любовь
Леди Совершенство
Пермский театр «Гистрион»
Шукшин
В погоне за Дон Жуаном
Матросская тишина
Иллюзионист
Текст: Елизавета Смородина, Foxtime.ru