«Ромео и Джульетта» Эрика Рюфа: смех сквозь слезы
24.11.2016
admin
15 ноября в Москве прошло открытие первого сезона «Комеди Фрасез» в рамках мирового проекта TheatreHD. Основная задача проекта – дать возможность каждому желающему увидеть шедевры мирового театра на экранах кинотеатров. Сезон открылся спектаклем «Ромео и Джульетта» в дебютной постановке Эрика Рюфа – популярного актера, режиссера и новоиспеченного художественного руководителя «Комеди Фрасез». Корреспондент FoxTime посмотрел «Ромео и Джульетту», чтобы рассказать о новом французском театре

Наверное, нет более знаменитого произведения английской литературы, чем шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта». Эта история любви двух враждующих семей продолжает трогать миллионы сердец уже сотни лет. Нередко очередная театральная постановка или экранизация предлагает по-новому, в экспериментальном ключе взглянуть на самую знаменитую историю любви, но мало кто рискнет обратиться к этому трагическому сюжету с юмором. Именно так поступил Эрик Рюф в своей первой режиссерской работе.

В своем небольшом интервью перед спектаклем, режиссер подробно объяснил зрителям, что его Ромео и Джульетта прекрасно знали, что скоро покинут мир. По мнению Рюфа, герои трагедии вовсе не являются марионетками судьбы: влюбленные забыли про все принципы, навязанные семьей и обществом, потому что предчувствовали скорую кончину. Иначе говоря, героев терзал не столько конфликт между семьями, сколько само устройство мира, раздираемого противоречиями и фальшью, невозможность свободно и искренне любить, когда балом правят искаженные ценности – ноша таких масштабов оказалась слишком тяжела для молодых плеч.

Столь нетривиальная позиция Рюфа особенно подчеркивается временными рамками, в которые помещен сюжет: жаркая Италия в конце 30-х годов, промежуток между бесконечными войнами и революциями. Это время, когда молодые люди старались наслаждаться каждым мгновением жизни и учились не бояться смерти, потому что она могла настигнуть каждого в любой момент. Именно такими стали Ромео и Джульетта в исполнении Джереми Лопеса и Сюлиан Браим.

Однако вместе с разбором актерской игры возникают первые вопросы к кинопостановке. Формат, при котором спектакль транслируется на большом экране в высоком качестве, обладает неоспоримыми достоинствами – так театр становится ближе к широкой аудитории. Но когда на широкий экран переносят шекспировские страсти, при этом сохранив традиционно эмоциональную и несдержанную игру актеров театра, действие постановки становится чересчур гиперболизированным, в некоторых моментах – на грани анекдотичности. Не всякий зритель сможет оценить отсутствие какого-либо возвышенного настроения, когда на глазах разворачивается трагедия, но обязательно ли нужен пафос в истории несчастных влюбленных? На этот счет однозначного ответа нет, однако из-за подобных вопросов Ромео и Джульетта французского режиссера порой балансируют на одном уровне с незрелыми максималистами, подростками, пытающимися стать взрослыми. Ромео в исполнении Джереми Лопеса создал впечатление психически неуравновешенного юноши, который никак не может выбрать, кому отдать свою любовь – в какой-то момент даже возникает гомосексуальный подтекст в его отношениях с Меркуцио (Пьер Луи Калист). Джульетта (Сюлиан Браим), которая в оригинальной пьесе предстает нежным и ранимым цветком, в комедии Рефа обрела очертания решительной, импульсивной итальянской женщины с характером куда более крепким, чем принято думать о шекспировской Джульетте. Зато подбор второстепенных персонажей превзошел все ожидания. Особенно это касается игры кормилицы и брата Лоренцо, которые своими трогательными и наивными образами сумели сгладить излишне насмешливые шероховатости постановки.

Стоит отдать должное внешнему убранству спектакля. Все наряды – работа французского модельера Кристиана Лакруа, который с блеском и изяществом передал элегантную эпоху Вероны 30-х годов. Создать такую атмосферу также помогли необычайно продуманные декорации вкупе с резкой игрой света. На фоне простой кирпичной стены разгорелась самая горячая итальянская ссора, расцвел самый красивый поцелуй и свершилась самая трагичная смерть.
Текст: Екатерина Митрохина, FoxTime.ru
Фото: coolconnections.ru