Как проявляется синдром Аспергера?
12.09.2024
Глеб Голицын
Синдром Аспергера по сей день является одним из самых загадочных расстройств аутистического спектра, поскольку он не изучен до конца. Одни исследователи считают его болезнью, другие склонны рассматривать его просто как отличие человека от других. Какие особенности синдрома имеются и как он проявляется – читайте в нашей статье.
Синдром Аспергера получил свое название по фамилии австрийского психиатра, который еще в середине прошлого столетия дал описание детям, которые отличаются выраженной неуклюжестью, неспособностью к невербальным коммуникациям и ограничением эмпатии.
Данный синдром считается разновидностью аутизма, однако от классической его формы он отличается прежде всего тем, что когнитивные и речевые навыки у человека, как правило, сохраняются и он не испытывает больших сложностей с обучением и не имеет проблем с речью. В связи с этим синдром Аспергера принято называть скрытой дисфункцией, поскольку по внешнему виду невозможно определить наличие его у человека. Рассмотрим основные особенности данного расстройства подробнее.
Проблемы с социальной коммуникацией
Фото / Mikhail Nilov / pexels.com
Мы привыкли составлять мнение даже о незнакомых людях на основе их поведения, речи, мимики и других важных факторов. Также по языку тела или выражению лица нам в целом понятно, что чувствует человек, например, зол он или весел, счастлив или раздражен и т.д. Это помогает нам при общении реагировать на чужие эмоции и поведение соответствующим образом.
Люди с синдромом Аспергера не имеют таких навыков. Они испытывают трудности в выборе тем для беседы, не понимают, когда ее нужно начинать или заканчивать, могут говорить сложными фразами, но не до конца осознавать их истинный смысл. Для них сложно понимать значение выражения лица, интонации или жестов. Кроме того, такие люди могут понимать все буквально, в связи с чем аллегории, сарказм или шутки в большинстве случаев остаются для них непонятными.
Проблемы с социальным воображением
Фото / Rodolfo Sanches Carvalho / unsplash.com
Воображение в привычном для нас смысле обычно не является проблемой при таком синдроме: такие люди запросто могут стать художниками либо писателями. Вместе с этим у них возникают сложности именно с социальным воображением. Поэтому детям с синдромом Аспергера проще осваивать, к примеру, математику и другие предметы, основанные на логике, нежели заниматься играми, в которых им следует играть какую-либо роль или притворяться кем-то. Также при таком расстройстве человек не может интерпретировать действия или мысли других, понимать их точку зрения и чувства. Ему сложно представлять варианты развития разных ситуаций или предполагать их результаты.
Проблемы с социальным взаимодействием
Фото / Hunter Johnson / unsplash.com
Вопреки распространенному мнению, люди с таким синдромом стремятся к общению, однако поддерживать социальные взаимоотношения или заводить дружбу для них является очень сложным. На этом фоне они испытывают сильное волнение и беспокойство.
Социальные нормы для таких людей могут быть непонятными, поэтому нередко они ведут себя некорректно для окружающих или начинают говорить на неуместные, на взгляд других, темы. Такие сложности приводят к тому, что человек становится замкнутым и кажется отчужденным.
Отличительными особенностями синдрома являются также стремление к определенному порядку и чрезмерное увлечение разными хобби (в выбранной сфере некоторые могут обладать исключительными познаниями). Так, человек с данным расстройством склонен выстраивать собственный распорядок дня и четко следовать ему. Почти любые изменения в графике вызывают у него тревогу.
На сегодня для расстройства нет никакого лечения, поэтому оно считается пожизненной дисфункцией. Вместе с этим существуют методы, помогающие уменьшить его симптомы и улучшить качество жизни человека, включая использование поведенческой терапии и способы развития социальной коммуникации и навыков социального взаимодействия.
Диагностика
Фото / Bekah Russom / unsplash.com
В большинстве случаев диагноз «синдром Аспергера» ставится детям в возрасте 4-11 лет. Дальше диагностика затрудняется, поскольку основные критерии выявления нарушения сконструированы для детей, а его проявления подвергаются изменению с возрастом.
Симптомы синдрома могут обнаруживаться как родителями ребенка, так и воспитателями в детских садах или учителями в школе. Они могут быть замечены и врачами разных специальностей, включая невролога, психолога и педиатра. Тем не менее, последние не должны диагностировать отклонение, поскольку окончательный диагноз должен быть подтвержден детским психиатром.
Диагностика проводится в первую очередь на основе различных методов интервьюирования и анкетирования. В идеале в них должны принимать участие как сам ребенок, там и его родители, и педагоги. Также выявить расстройство можно с помощью неврологической экспертизы и изучения способностей – вербальных и невербальных и других характеристик/особенностей ребенка. Критерии для диагностики разработаны Всемирной организацией здравоохранения и дают возможность оценить социальные навыки и способность к социальной коммуникации.
Методы лечения и прогнозы
Фото / Jimmy Dean / unsplash.com
Лечение синдрома прежде всего помогает уменьшить его проявления, которые понижают качество жизни пациента, а также включает его обучение коммуникационным и социальным навыкам, которые предусмотрены для его возрастной категории, но которые он не в силах освоить сам. В связи с этим расстройство требует индивидуализированной терапии на основе индивидуальных особенностей человека и степени проявления симптомов.
Стандартная схема лечения включает различные тренинги социальных навыков. Они важны для создания и поддержания межличностных отношений и взаимодействия. С целью повышения социальной коммуникации применяют логопедию. Также существуют тренинги, которые базируются на поведенческих техниках. Их важно посещать родителям или близким ребенка с синдромом Аспергера, чтобы впоследствии практиковать их в домашних условиях. Поскольку расстройство нередко сопровождается страхами, агрессией, стрессом, для управления этими эмоциями используются методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Нарушение координации движений и сенсорных восприятий лечится с помощью ЛФК и эрготерапии.
Очень важно вовремя диагностировать и начать лечить различные сопутствующие заболевания, включая неврозы и депрессии. Иногда для терапии необходимо применение медикаментозных средств, но нельзя сказать, что они лечат конкретно синдром Аспергера. В отдельных случаях используются психостимуляторы и другие психотропные препараты для оказания фармакологической поддержки.
Успешность лечения очень зависит от обеспечения людям с синдромом Аспергера нужного педагогического и психологического сопровождения, которое должно быть разным в разном возрасте и на различных жизненных этапах. Дети с таким расстройством могут ходить в обычные школы, но при этом им должен быть организован особый подход. Идеальный вариант – сопровождения тьютора. Кроме того, важно создать стабильную среду для ребенка и способствовать его мотивации к обучению.
В большинстве случаев полностью искоренить проявления синдрома не удается, поэтому ребенок с таким нарушением вырастает во взрослого с аналогичными проблемами. При этом многие люди с расстройством способны к самостоятельной жизни, обычной работе и созданию семьи. В этом одно из основных отличий его от расстройств аутистического спектра. В связи с этим считается, что с возрастом проявления синдрома существенно уменьшаются. Кроме того, легче дается социальная адаптация и освоение социальных навыков тем людям, которые работают в интересующих их сферах.
Фото превью / Danielle Macinnes / unsplash.com