Бьорк объявляет войну разведению лосося в открытых загонах в Исландии
21.11.2023
Глеб Голицын
В результате изменения климата, чрезмерного вылова рыбы и подкисления океана североатлантическому лососю грозит вымирание. Выращивание лосося в открытых загонах – процесс, при котором сотни тысяч рыб содержатся в больших садках и загонах, этот бизнес был значительно расширен в Исландии начиная с 2000 года, усугубляя эту проблему. Связанное с этим загрязнение наносит неисчислимый ущерб экосистеме в целом, в то время как генетическое смешение между рыбой, которая неизбежно ускользает, и выжившим диким лососем угрожает полностью уничтожить последнего.
Но, к счастью для популяции лосося в Исландии, вот-вот произойдет нечто важное. Бьорк и Розалия объединились, чтобы выпустить сингл, доходы от которого помогут жителям Сейдисфьордюра (город на востоке Исландии), чтобы обратиться в суд на компанию, которая занимается разведением лосося в открытых загонах в их регионе. Композиция Oral, которую Бьорк впервые записала в конце 1990-х является вдохновляющей поп-песней с танцевальным ритмом и проникновенным, эйфоричным припевом. Речь в песне не идет о лососе, а сам трек жизнерадостен и оптимистичен, что делает его идеальным саундтреком к кампании по борьбе с вредоносным бизнесом, в победе которой Бьорк уверена. Ниже легендарная исландская певица расскажет о том, почему проблема выращивания лосося в открытых загонах так серьезна.
Что происходит с разведением лосося в Исландии и почему это такая проблема?
Бьорк:
«Исландия по-прежнему остается крупнейшей нетронутой природной территорией в Европе, поэтому мы чувствуем себя ответственными хранителями этой территории. Это как наши “пирамиды”. Мы разводим овец одним и тем же способом на протяжении 1000 лет: они живут летом в течение четырех месяцев, когда они свободны, в высокогорье, а затем каждый сентябрь мы все отправляемся в центр острова и загоняем их в дома, где у них намного больше места, чем на заводских фермах. Итак, у нас всегда было представление о себе, что мы никогда не станем жертвами жестокого обращения с животными таким образом; это часть нашей идентичности».
«Затем, около десяти лет назад, в Исландии началось разведение рыбы в открытых загонах, но его было немного. Мы все смотрели на это и сначала подумали: “Хм, ладно, ну, это дает рабочие места деревням, и это не может быть таким уж злом”. Но затем в мае этого года вышел отчет, который показал, что все было не только так плохо, как мы думали, но и в десять раз хуже. В основном разводят в Исландии генетически измененный лосось из Норвегии. Их кости рассчитаны на рост в три раза быстрее, чем предполагалось, поэтому они не только испытывают сильную боль, но и 60 процентов из них обезображены – буквально как Франкенштейн или рыбы из “Симпсонов”. У них отваливается кожа, и 20 процентов из них погибают из-за ужасных условий содержания. Там огромная проблема с морскими вшами, поэтому им приходится использовать огромное количество яда от этих морских насекомых наряду с антибиотиками и другими химикатами, что губительно как для рыбы, так и для всего фьорда».
«Люди, стоящие за этим, – два норвежских миллиардера. Возможно, несколько человек в Исландии получают от этого бизнеса доход и большая часть денег достается им. Около десяти лет назад они пытались сделать то же самое в Норвегии, но правила там стали намного строже из-за разрушительных последствий. И тогда они сказали: “Давайте просто поедем в Исландию, потому что там нет никаких правил”».
Почему это такая большая проблема, когда эти рыбы ускользают из загонов, и почему это происходит?
Бьорк:
«В Норвегии есть специально нанятые люди, которые должны посещать рыболовные загоны каждые 60 дней – это требование закона. Но в здесь уже прошло 94 дня, а работники таких ферм даже не взглянули на сети, а в них были огромные дыры. На рыбоводных фермах с открытыми загонами всегда горит свет так, чтобы рыбам все время казалось, что сейчас лето, даже когда на дворе зима. Но тут произошли проблемы с освещением, оно сломалось, поэтому рыбы подумали: “О, сейчас зима, мы должны пойти на нерест».
«Итак, в сентябре тысячи этих “уродов-Франкенштейнов” отправились по всем рекам Исландии, и нам пришлось нанимать аквалангистов с гарпунами, чтобы отстреливать их. Там уже было несколько детенышей этих двух видов, и из-за уродства костей это вызывает много проблем. Но мы поговорили с учеными здесь, в Исландии, и одна из хороших сторон этой битвы заключается в том, что мы думаем, что можем обратить это вспять».
Как люди борются с этим?
Бьорк:
«Все ужасные картины, которые я только что описала, произошли в Вестфьордах, а вот в Истфьордах есть красивый город Сейдисфьордюр, и есть пара венчурных капиталистов, которые хотят открыть там рыбные фермы в открытых загонах. Большинство людей там протестовали против этого, но это похоже на то, что по закону у них нет права голоса. Итак, они возбудили судебное дело, и именно на это пойдут доходы от песни. Надеюсь, мы победим, даже если на это уйдет три года или что-то еще, и это станет примером для всех других фьордов и даже для всего мира. Единственное, что, как мы надеемся, поможет нам победить, что побеждало и в других местах, – это проблема биоразнообразия: разведение рыбы в открытых загонах фактически убивает все остальные виды во фьорде, потому что только один вид захватывает власть».
Бьорк:
«Я написала эту песню между Homogenic 1997 и Vespertine 2001. Это было слишком модно и не подходило ни к одному из этих альбомов, поэтому я записала её сольно, а поскольку у нас тогда не было ноутбуков, аналоговые мастер-кассеты были заархивированы. Каждые три года я вспоминала эту песню и просила своего менеджера поискать ее, но он никогда не мог ее найти, потому что я постоянно называла ему неправильное название».
«Затем, в марте прошлого года, я была в гостиничном номере в Австралии, и по CNN освещали это грандиозное судебное дело. Какой-то аристократ из США устроил сексуальный скандал, и они спорили: “Был ли это оральный секс или нет?” Я только что увидела это слово “oral”, и спустя 23 года я подумала: “Ооо! Это название песни!”. Поэтому я написала своему менеджеру, и на следующий день он прислал мне это сообщение».
«Затем вышел отчет, который показал, насколько порочным является разведение рыбы в открытых загонах, поэтому я решила выпустить песню и направить прибыль на борьбу с этим. Но я подумала, что перепевать вокал было бы немного странно, потому что в нем есть что-то вроде ностальгического настроения, и я не думаю, что вам стоит пытаться повторить это. Я решила, что будет лучше пригласить гостя, который может представлять современность. Поскольку в песне есть что-то вроде танцевального ритма, я подумала, а как же Розалия? Она занимается экспериментальным реггетоном, и я полагаю, что дэнсхолл – бабушка реггетона. Я подумала, что у нее будет красивый голос, поэтому написала ей смс – мы знаем друг друга несколько лет, – и она сразу же согласилась».
Фото превью и материала / bjork
Бьорк объявляет войну разведению лосося в открытых загонах в Исландии