Чего хотят сейчас современные подростки и как успеть реализовать все амбиции?
27.09.2019
Глеб Голицын
FoxTime задал несколько вопросов организаторам форума для подростков «БЕРЕЗКА» Гули Базаровой и Анне Резниченко, чтобы выяснить, чего хотят сейчас современные подростки и как успеть реализовать все амбиции?
Современные подростки – они другие?
Фото / Samuel Zeller / unsplash.com
Современные подростки, а точнее поколение Z, отличаются от других поколений. У них сейчас совершенно другие возможности и понятия. Так с развитием технического прогресса и с расширением влияния интернета новое поколение совсем по-другому мыслит, воспринимает информацию и весь мир в целом как безграничное информационное поле. У них так называемое клиповое мышление, они больше визуалы, и многие из них вообще живут в виртуальном пространстве, общаясь с кем угодно в какой угодно стране. Понятно, что с таким широким выбором всего им сложно ориентироваться, где и как найти себя.
Мы понимаем, что сейчас с каждым годом появляются все новые и новые технологии и возможности, темп жизни ускоряется, но в то же время и возможность прожить дольше тоже увеличивается. Сейчас и возрастные границы вообще все сдвинулись очень сильно. У некоторых детей уже в 10-11 лет проявляются подростковые признаки, т.е. они взрослеют быстрее. Мы видим, что у детей уже сейчас есть возможность самим зарабатывать посредством интернета, они придумывают такие вещи, которые совершенно неожиданно могут захватить внимание тысячной и даже миллионной аудитории, тем самым принеся им популярность и доход. Поколение молодежи 80-х и 90-х годов даже и не думали самим зарабатывать в школьном возрасте. Мир меняется, поэтому нужно понимать, что нас ждет в ближайшем будущем и как мы можем развить и подготовить себя и наших детей к тому, с чем нам всем предстоит столкнуться в самое ближайшее время.
В чем их главные плюсы и минусы?
Фото / Markus Siske / unsplash.com
Подросток – это полу-ребёнок и полу-взрослый: детство уже ушло, но взрослость ещё не наступила. Кажется, что на тему подростничества написаны сотни, если не тысячи, научных и не очень книг и статей, и тем не менее, каждая семья вместе со своим ребенком переживает этот период совершенно по-своему, порой чувствуя безграничное одиночество и отчаяние. При этом мы интуитивно понимаем, что современные подростки трудно сравнимы с подростками прошедшего 20-того века (не говоря уж про век 19-тый).
Современные подростки физически растут также как их сверстники минувшего 20 века, а вот развиваются совсем по-другому. Если анатомо-физиологический аспект его развития не претерпел существенных изменений, то со стороны интеллектуального, нравственного и социального развития произошли кардинальные перемены. Например, у подростков второй половины 1990-х гг. возникла тенденция — нежелание взрослеть, эмоционально выходить за пределы семьи, не стремиться к автономии. Вместе с тем, хрестоматийно в 20-м веке подростковый возраст трактовался именно как период автономизации от родителей и семьи, стремления уйти во взрослость. Слишком много вокруг разных моделей поведения, образов жизни и понять, как надо жить, чтобы достичь успеха и быть счастливым, что именно «хорошо», а что «плохо» – не понятно. Большой объем противоречивой информации из разных источников.
Разумеется, существенные отличия связаны с техническим прогрессом, который между нашими поколениями образовал пропасть. Ведь современное поколение демонстрирует уникальные способности, быстро усваивает информацию, легко разбирается в гаджетах, программах, играх. Не все взрослые, пользуясь инструкцией, могут понять, как именно играть в популярные детские игры, ребята же делают это интуитивно, методом «проб и ошибок». Это объясняет то, что они иначе относятся к своим ошибкам в жизни и в школе, в частности. Без травм и драматизма, это нормальный процесс исследования. Поскольку информация бывает не только развивающая, но и про жестокость и насилие. Очень много красочных игр с убийствами – это тоже накладывает отпечаток, особенно на подростков с нестабильной психикой. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Со временем «пропасть», о которой мы говорили выше, будет уменьшаться, понимания между детьми, «рожденными с планшетами в руках» и их собственными детьми, конечно же, будет больше. Еще хотелось бы обратить внимание на три момента. Первое, это то, что за последнее время ребенок еще не родился, а его записали на все кружки, в школу и в Институт. Можно себе представить, что происходит с ребенком к подростковому возрасту, он начинает требовать «детства», поэтому подростковый кризис у многих проходит с усиленным бунтом и осложнением в отношениях с родными. И, второе, «анимационное» детство: современных детей слишком много развлекают, в результате они не могут понять, что им делать без «клоунов», чем занять себя и о чем общаться. Третье, бум на профориентацию объясняется тем, что современные подростки менее ориентированы на профессиональное становление, на выбор профессии, на поиск работы, а больше на счастливую и обеспеченную жизнь.
Анна выделяет главные плюсы подростков: расширенную зону восприятия, креатив и пространственное мышление. В каждом поколении есть плюсы и минусы, сейчас подросткам сложно воспринимать поток информации, который есть, и они считают, что им все разрешено и рамок нет.
Для чего важна реализация?
Фото / Katsiaryna Endrus/ unsplash.com
По мнению Анны, найти себя и свое дело – очень важно, чтобы это был личный выбор каждого подростка, не навязанный родителями. После того, как прошёл этап поиска себя и своего предназначения, своих целей мы переходим к этапу самореализации. Самореализация – это определенные действия в конкретном направлении. Я – последователь гуманистической психологии и поддерживаю точку зрения, что о самореализации человек начинает думать тогда, когда удовлетворены базовые потребности (в пище, сне, безопасности, общении). Если человек останавливает фокус своего внимания на этих потребностях, он живет в режиме «выживания», а не полноценной жизни и лишь немногие в этом случае ищут ответ на вопрос о том, как самореализоваться в жизни. Хотя реализация своего потенциала приводит человека к удовлетворённости от работы и позволяет работать больше и эффективнее. В связи с этим очень важно подрастающему поколению показывать разные варианты реализации себя и общаться с теми, кто нашел себя.
Мы много проводим консультаций с людьми, которые страдают от того, что пропустили в жизни момент, когда так важно было найти свой путь. Позвольте привести пример недавней встречи с А., это нагляднее даст ответ на вопрос «зачем нужна самореализация человеку»: «Последние несколько лет я живу без всякого смысла. Работу не люблю, как представлю утром, что надо вставать, настроение сразу портится и так на весь день. Это просто средство получения денег, чтобы не умереть с голоду и помогать мужу. Конечно, я могу уволиться, но, что делать дальше? При этом я всегда мечтала найти дело по душе, самореализация для меня очень важна. Но.. мне уже 32, и сложно что-то менять, – говорит Гули. Просто страшно, ведь любое изменение жизненного пути приведет к снижению доходов. Поэтому пока жилищный вопрос перевешивает, надо выплачивать ипотеку. Но с другой стороны я понимаю, что чем дальше, тем сложнее будет решиться.
Последнее время ситуация стала еще хуже. Раньше я радовалась отпуску, новой одежде, походу в театр, семейному ужину и тд. Сейчас никаких эмоций это уже не вызывает. Что делать? Как помочь себе?» Таких историй очень много, человек так устроен, ему важно показывать, в чем именно он успешен и лучше других, тем более сейчас, когда так много информации вокруг о красивой жизни, красивых местах, брендах и тд волей-не-волей тебе хочется определенным образом одеваться, жить в достойных отелях и путешествовать по всему миру.
Что можно им предложить?
Фото / Rayul / unsplash.com
В рамках форума планируется серия мастер-классов, чтобы показать спектр направлений по поиску своего пути и организовать встречи с интересными людьми, мы, как авторы, расскажем о своем опыте самореализации и почему человек, который стремится к определенному уровню и образу жизни, всегда ищет, в чем реализовать свой потенциал. Также будут тренинги, на которых каждый поймет, есть ли у него цели и, если есть, то какие? К чему он стремится, к чему он больше предрасположен. Много внимания в рамках форума мы уделим именно профориентации для подростков и их родителей.
Анна говорит, что главное в этом форуме – возможность попробовать себя в различных областях. В предпринимательстве, например, чтобы в дальнейшем направлять свой фокус в нужное русло и быть удовлетворенным своим выбором.
Немного о конкуренции
Фото / Ryoji Iwata / unsplash,com
По мнению Гули, тема конкуренции на детском и подростковом уровне – это вопрос амбиций родителей, который с появлением развивающих клубов, множества кружков дополнительного образования, творческих студий, соревнований и тд очень вырос и обострился. И все нереализованные мечты бабушек и мам начинают воплощаться в детях, не всегда согласуясь с их способностями и потребностями. В итоге, есть дети, которые с удовольствием включаются в конкурентную борьбу с ровесниками и в каждой ситуации соревнуются. Они, как правило, делятся на две категории, кто сам выбрал свой путь и ориентирован на победу, у них не возникает сложностей во взрослой жизни и агрессии на родителей, а есть те, кто послушно следуют указаниям и в какой-то момент останавливаются и понимают, что проживают не свою жизнь.
Также есть дети, которые, к сожалению, к подростковому возрасту очень сильно ломаются от этой гонки и давления, и подростковый кризис у них проявляется в полном объеме.
На самом деле, амбиции и конкуренция, когда они адекватны (соответствуют своим способностям, имеют четкие цели и понимание последствий) и с драйвом, позволяют максимально проявить себя и добиться успеха, к которому многие так стремятся. Человек осознает, какие навыки и умения у него есть, понимает, какие у него положительные черты характера, какие отрицательные, какие есть стремления, привычки. И, если стремится к чему-то большому, к каким-то большим целям, то прекрасно понимает, что придется ради этого работать над собой, развиваться и результат не заставит себя ждать.
Анна отмечает, что когда начинали готовить форум, поняли, что альтернатив ему нет. Сейчас таких мероприятий все больше, это говорит о том, что эта идея становится все более востребованной и актуальной. Организаторы считают, что таких мероприятий нужно все больше, и именно это позволит подросткам пробовать себя и делать выбор правильным и осознанным.
Организаторы форума для подростков «БЕРЕЗКА»: Гули Базарова – кандидат психологических наук, директор Московской школы практической психологии, руководитель консультационного центра для семей подростков и Анна Резниченко – Президент сообщества выпускников «СКОЛКОВО». Основатель и директор агентства языковых переводов «АНС-ЛИНГВА».
Фото превью / Warren Wong / unsplash.com
[…] Ранее мы писали о том, чего хотят сейчас современные подростки и как успеть р…. […]
[…] мы писали о том, чего хотят сейчас современные подростки, почему большинство подростков не смогут получить […]