Чем занимается школьный психолог?
14.05.2020
Рита Захарова
В наш век трудно удивить кого-то присутствием психолога в школе. И всё же в начальном звене школы «Интеграция ХХI век» психологическая служба особенная. Об особенностях её работы рассказывает психолог начального звена школы «Интеграция ХХI век» Ольга Владимировна Буланова.
Знакомство ребёнка с психологом начинается при приёме в школу, когда психолог, а также учитель и логопед, в присутствии родителей определяют варианты траектории индивидуального развития ребёнка в школе. Кто-то из детей быстро вольётся в группу сверстников, кому-то потребуется помощь в адаптации к новым условиям. И тогда на помощь приходит психолог.
Принципы и задачи работы психолога с детьми разных возрастных групп
Фото / Anita Jankovic / Unsplash
Из всех принципов работы психолога в школе выделю всего две наиболее актуальные группы. Кинесиологические принципы упражнений, направленные на оптимизацию работы систем организма («Кнопки мозга», «Крюки», «Сова» и др.) предполагают снятие напряжения с одних групп мышц и тонизирование других, а также и мозга. Известно, что зажатый ребёнок не может качественно учиться. Именно поэтому так важно снять все зажимы и пустить поток новых возможностей к усвоению знаний.
Принципы метапредметности в развитии умений и навыков, относящиеся не к конкретному предмету, а отвечающие за всю познавательную деятельность, предполагают, что каждый ребёнок может освоить любую доступную его возрасту информацию.
Групповая работа в классах продиктована актуальностью развития тех или иных функций, которую психолог обязательно соотносит с запросами учителей.
Традиционно в нашей школе психолог занимается, прежде всего, с детьми подготовительной группы. С этого возраста у детей закладываются основания их успешности, которая, как источник, будет питать их на протяжении многих школьных лет. Поэтому на занятиях с подготовишками психолог в игровой форме развивает внимание, память, мышление, эрудицию, а также эмоционально-личностную сферу.
В первых классах психолог помогает детям адаптироваться к условиям обучения в школе, влиться в группу новым ученикам, пришедшим в класс в течение учебного года. Во втором классе актуальна задача развития внимания и логического мышления. В третьем – на повестку дня выходят взаимоотношения между детьми внутри группы, вопросы развития такого качества личности, как внимательность не только к своей работе на уроке, но и к товарищам по классу, к другим людям. Для четвёртого класса актуальной является задача освоения эффективных способов работы с информацией: быстрое и точное её восприятие, понимание и использование для выполнения заданий, с ней связанных.
Психологическая диагностика на службе учебной деятельности школьника
Фото / pexels.com
Задача психолога по сопровождению учебной деятельности каждого ребёнка заключается в проведении мониторинга развития мышления, памяти, внимания, восприятия, а также эмоциональных, личностных особенностей детей с использованием технологии оптимизации обучения и развития школьников, что позволяет проследить динамику их развития и обнаружить либо их достижения, либо проблемы. В случае последних разворачивается работа по их преодолению на всех уровнях: педагогическом, психологическом, детском, родительском.
Так, например, недостаточный уровень развития внимания автоматически приводит к неуспешности с самых первых шагов в школе: ребёнок не слышит инструкции учителя, обращённой к классу и даже к нему самому, не может сосредоточиться на выполнении посильной его возрасту задачи, вследствие этого меняется его настроение, вырастает тревожность, падает мотивация.
Системный подход в работе с таким ребёнком проявляется в определении актуального уровня его развития, направление на консультацию к специалистам (в случае необходимости) и решение медицинских проблем, составление и осуществление индивидуальной программы по развитию психологической составляющей западающей функции. Рекомендации педагогу по работе с этим учеником.
Или другой пример. В школе делается акцент на изучение английского языка, но продвижение детей в усвоении разговорной части и грамматики очень разное. Кто-то из детей имеет уровень явно превосходящий групповой. В этом случае психолог делает диагностические измерения и рекомендует учителю использовать индивидуальную программу в отношении этого ученика. Это правило остаётся в силе и в отношении других предметов.
Выполнение всех рекомендаций, в том числе, регулярные занятия с психологом, приводят к оптимизации развития ребёнка.
Психологическая разгрузка школьникам тоже нужна
Фото / pexels.com
В условиях очень разнообразной деятельности школьников на протяжении всего учебного дня психологическая разгрузка становится очень важной для психосоматического здоровья каждого ребёнка. Хорошо, когда в кабинете психолога за «круглым столом» в условиях безоценочной деятельности, вместе с психологом можно поиграть в самые разные игры, расслабиться и в то же время незаметно для себя получить новые интересные сведения или просто поговорить.
Работа психолога с родителями
Родители получают помощь и поддержку психолога во время индивидуальных консультаций и групповых занятий в Родительском клубе. Темы разговоров утверждаются на заседании клуба. Родители интересуются разными вопросами: что может сделать их детей успешными и счастливыми, как помочь себе справиться с нагрузкой, как воспитать у своего ребёнка здоровую личность и другие вопросы. После обсуждения центральной темы у родителей всегда есть возможность задать психологу вопросы, обсудить насущные проблемы.
Новые подходы к решению насущных задач
Фото / pexels.com
Понимание запросов настоящего и ближайшего будущего приводит к выбору соответствующих подходов в развитии наших детей. Soft skills (организаторские и коммуникативные навыки), mind map (интеллект-карта для структурирования информации) для нас не слова, а система развития. Школа и психологическая служба, в частности, на повестку дня выводят не только получение детьми конкретных знаний, но и умений из набора 4 К (С):
• коммуникация – communication
• кооперация – cooperation
• креативность – creativity
• критичность – critical thinking
Развитию этих умений способствуют те мероприятия, которые психолог проводит в классах под грифом «Классный час с психологом».
Работа в команде – необходимость успешной деятельности
Поддержкой и помощью психолога пользуются все педагоги. Для учителей, особенно новых, психолог проводит индивидуальные консультации, групповые семинары, посещает их уроки, помогает справиться с первыми волнениями и трудностями в школе, поддерживает и подбадривает их.
В настоящее время невозможно себе представить эффективную деятельность какого-либо подразделения любой организации без кооперации. Именно поэтому в нашей школе психолог работает в тесном сотрудничестве с логопедом, медицинским работником, учителями классов и педагогами дополнительного образования, а также с администрацией школы.
Тёплая, практически домашняя атмосфера в нашей школе создаётся всем коллективом: учителями, воспитателями, медсестрой, поварами, техническими работниками, службой охраны, и заметная роль в этом процессе принадлежит психологической службе в лице логопеда и психолога.
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Фото превью / pexels.com