Дискуссионный клуб для старшеклассников: ищем ответы на вызовы современности
02.07.2020
Рита Захарова
В школе «Интеграция XXI век» целенаправленно практикуются современные методы обучения, предполагающие решение обучающимися сложных, дискуссионных проблем. Уроки-дебаты, проектная деятельность с постановкой исследовательского вопроса, презентации — подобная практика является долгосрочной стратегией преподавания, начиная с начальных классов.
В текущем учебном году, создавая дискуссионный клуб, мы ставили перед собой задачу не только помочь учащимся преодолеть состояние растерянности, вызванное сменой привычно активного образа жизни, но и попытаться найти оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, проанализировав опыт различных стран. Задача была сформулирована таким образом: «Вы, учащиеся школы «Интеграция XXI век», любознательны и неравнодушны, вы в ответе за этот мир, и каждый из вас может изменить его к лучшему».
На начальном этапе был определен круг стран, представляющих наибольший интерес с точки зрения степени распространения пандемии и выбранных методов для борьбы с ней. В качестве объектов для анализа были выбраны и распределены между участниками Китай, Германия, Италия, Испания, Франция, Швеция, США, Россия.
Фото / Volodymyr Hryshchenko / Unsplash
На начальном этапе были рассмотрены меры, предпринимаемые правительствами государств с различными политическими системами и историческими традициями с точки зрения организации эффективной работы государственных структур в кризисной ситуации, обеспечения защиты и лечения населения, а также комплекс ограничительных мер в странах с экспоненциальным развитием ситуации. На основе изученного опыта была сконструирована идеальная модель государственного устройства, позволяющая в кризисной ситуации не только разработать правительственную программу, но и организовать работу всех звеньев системы с учетом местной специфики.
Пандемия повлекла за собой проблемы в сфере экономики. Остановка производства, торговли, сферы услуг привела к потере рабочих мест и падению уровня благосостояния людей. В связи с этим очень интересным оказался анализ риска ориентированного подхода как со стороны правительств, так и со стороны частного бизнеса, для которого кризисная ситуация предоставила и новые возможности. Был также не только изучен и определен в качестве наиболее эффективного опыт помощи со стороны государства, но и предложены новые решения.
Учащиеся школы «Интеграция XXI век» активно участвуют в решении экологических проблем: готовят индивидуальные и групповые проекты, выступают на тематических форумах, а также внесли свой вклад в организацию раздельного сбора мусора в районе Строгино.
В фокусе внимания были и примеры оживления окружающей среды в результате остановки производства, и различные версии происхождения вируса, и угрозы, связанные с применением бактериологического оружия, и перспективы развития биологической науки. Таким образом, учащимся была предоставлена возможность обсудить проблему на глобальном уровне и предложить свои практические решения, которые могли бы быть реализованы в будущем.
Фото / Duangphorn Wiriya / Unsplash
Все учащиеся школы «Интеграция XXI век» изучают несколько иностранных языков, поэтому, ознакомившись с содержанием новостных и развлекательных передач на телевизионных каналах различных странах мира, эмоционально анализировали опыт освещения проблемы в СМИ. Задача состояла в том, чтобы найти наиболее приемлемый вариант предоставления достоверной информации, не вызвав панических настроений, и добиться ответственного подхода населения к соблюдению режима самоизоляции и использованию защитных средств.
С проблемами психологического характера, вызванными переходом на режим самоизоляции, столкнулись не только люди во всем мире, но и сами участники дискуссии. Был изучен опыт разных стран с учетом специфики национального характера. Мир стал глобальным, и многочисленные видео и посты в социальных сетях предоставили такую возможность. На заседании было много юмора, что позволило ребятам не только поделиться интересной и полезной информацией, но и поделиться личным опытом преодоления дискомфорта в условиях ограничения коммуникации.
Фото / Hans-Peter Gauster / Unsplash
По итогам двух месяцев работы клуба можно сделать вывод о том, что данный опыт был очень полезным. Несомненным преимуществом дискуссионной формы является увлекательность процесса. В то же время острота полемики и дух конкуренции позволяют не только предельно мобилизовать имеющиеся знания, но и стимулировать познавательный интерес, развить навыки публичных выступлений, умения подбирать аргументы и грамотно излагать их, вырабатывать коллективные решения. Несомненно, новый учебный год поставит новые проблемы и тем самым создаст возможность расширить имеющийся опыт путем привлечения к дискуссиям экспертов из числа родителей и учащихся среднего звена. Школа «Интеграция XXI век» всегда в поиске новых решений и возможностей.
Автор: Суслова Т.В., учитель истории и истории на английском языке в программе IB DP, завкафедрой гуманитарных дисциплин МОШ «Интеграция 21 век».
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Фото превью / Andrea Piacquadio / Pexels