ЮНЕСКО добавила 13 новых объектов в свой список всемирного наследия
26.09.2023
Глеб Голицын
С 10 по 25 сентября 2023 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО провел свою 45-ю сессию в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. В ходе конференции представители 21 государства-члена согласились добавить 13 новых объектов в список Всемирного наследия и расширить признание нескольких существующих. Эти дополнения и расширения обеспечат правовую защиту древних или уникальных мест в таких странах, как Китай, Индия, Эфиопия, Иран, Азербайджан, а также на Палестинской территории Западного берега.
Палестина – Телль-эс-Султан / Древний Иерихон
Телль-эс-Султан, расположенный в долине реки Иордан, представляет собой курган овальной формы, содержащий свидетельства человеческой деятельности, датируемые 9-8 тысячелетием до нашей эры. Черепа и статуи, найденные на этом месте, свидетельствуют о том, что жители эпохи неолита практиковали религиозные ритуалы. Археологические свидетельства раннего бронзового века свидетельствуют о признаках городского планирования, а остатки среднего бронзового века свидетельствуют о существовании крупного и социально сложного ханаанского города-государства.
Исламская республика Иран – Персидский караван-сарай
Караван-сараи были придорожными гостиницами, которые обеспечивали кров, еду и воду для караванов, паломников и других путешественников. Местоположение каждого караван-сарая определялось наличием воды, рельефом местности и соображениями безопасности. 54 караван-сарая – лишь небольшая выборка из множества караван-сараев, которые были построены вдоль древних дорог Ирана. Они считаются наиболее важными и ценными образцами иранских караван-сараев, представляющих широкий спектр архитектурных стилей, приспособлений к климатическим условиям и строительных материалов.
Китай – Культурный ландшафт старых чайных лесов горы Цзинмай в Пуэре
Народы бланг и Дай создавали культурный ландшафт горы Цзинмай на юго-западе Китая более тысячи лет, начиная с 10 века. Территория отеля представляет собой зону производства чая с традиционными деревнями, окруженными старинными чайными рощами, лесами и чайными плантациями. Местные общины коренных народов придерживаются традиционного метода выращивания подлеска, который адаптирован к экосистеме горы и субтропическому муссонному климату. Традиционные церемонии и празднества посвящены вере предков чая в то, что духи живут на чайных плантациях и в местной фауне и флоре, вере, которая лежит в основе этой культурной традиции.
Азербайджан – Культурный ландшафт народа хыналыг и перегонный маршрут «Кеч Йолу»
Культурный ландшафт Хыналыг – это горный регион на севере Азербайджана, где проживает полукочевой народ хыналыг. Народ хыналыг обладает уникальной культурой и образом жизни, которые определяются их сезонной миграцией между летними и зимними пастбищами по 200-километровому маршруту, называемому «Кеч Йолу». Культурный ландшафт включает деревню Хыналыг, высокогорные летние пастбища и сельскохозяйственные террасы в горах Большого Кавказа, зимние пастбища на низменных равнинах в центральном Азербайджане и соединяющую их реку Кеч-Йолу. Ландшафт также включает древние маршруты, временные пастбища и кемпинги, мавзолеи и мечети.
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан – Шелковый путь: коридор Зарафшан-Каракумы
Коридор Зарафшан-Каракумы является ключевой частью Шелкового пути в Центральной Азии, соединяющей другие коридоры со всех направлений. Он имеет длину 866 километров и тянется с востока на запад вдоль реки Зарафшан, через скалистые горы, плодородные речные долины и непригодную для жизни пустыню. Со 2-го века до н.э. по 16-й век н.э. коридор был основным торговым маршрутом между Востоком и Западом, по которому осуществлялась торговля большим разнообразием товаров. Люди со всего мира путешествовали, селились, завоевывали или терпели поражение вдоль коридора, превращая его в плавильный котел культур, религий, наук и технологий.
Германия – Старая синагога Эрфурта
Расположенный в средневековом историческом центре Эрфурта, столицы Тюрингии, комплекс включает в себя три памятника: Старую синагогу, микве и Каменный дом. Они иллюстрируют жизнь местной еврейской общины и ее сосуществование с христианским большинством в Центральной Европе в средние века, между концом 11-го и серединой 14-го веков.
Дания – Датские круговые замки
Эти пять археологических памятников представляют собой группу огромных круглых фортов, построенных викингами. Все они были построены между 970 и 980 годами н.э. и имеют одинаковый базовый дизайн. Форты расположены вблизи важных сухопутных и морских путей, и они были построены для защиты от нападения. Они показывают, что династия Йеллинг была могущественным и централизованным королевством, и являются признаком социальных и политических изменений, которые происходили в Дании в конце 10 века.
Канада – Тр’ондек-Клондайк
Тр’ондек-Клондайк – регион на северо-западе Канады, где проживает исконная нация тр’ондек Хвечин. Он расположен вдоль реки Юкон в субарктическом регионе. В регионе находятся археологические и исторические объекты, которые показывают, как коренные жители адаптировались к беспрецедентным изменениям, вызванным золотой лихорадкой Клондайка в конце 19 века. Эти объекты включают места, где взаимодействовали коренные народы и белые поселенцы, а также места, где т’ондек Хвечин адаптировались к присутствию поселенцев.
Республика Корея – Комплекс курганов Гая
Этот объект включает в себя группу археологических кладбищ с курганами, которые принадлежали Конфедерации Гайя, существовавшей в Южной Корее с 1 по 6 века нашей эры. Распределение кладбищ, характеристики ландшафта, типы захоронений и могильные принадлежности показывают, что Конфедерация Гайя имела уникальную политическую систему, в которой различные группы были равны, но разделяли общую культуру. Появление новых типов гробниц и возрастающее значение иерархии в курганах показывают, как менялось общество Гайя с течением времени.
Монголия – Оленьи камни и связанные с ними объекты бронзового века
Эти древние оленьи камни расположены на склонах хребта Хангай в центральной Монголии. Они использовались для церемониальных и погребальных обрядов, датируемых примерно с 1200 по 600 годы до нашей эры. Камни достигают четырех метров в высоту и установлены прямо в земле, поодиночке или группами. Они почти всегда находятся в комплексах, которые включают большие курганы, называемые хиргисюрами, и жертвенные алтари. Покрытые сильно стилизованными или репрезентативными гравюрами с изображением оленей, оленьи камни являются наиболее важными сохранившимися сооружениями, принадлежащими культуре евразийских кочевников бронзового века, которая развивалась, а затем медленно исчезла между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры.
Камбоджа – Остров Ко Кер: Археологические раскопки древнего Лингапура или Чок-Гаргьяра
Ко Кер – священный комплекс из множества храмов и святынь, включая скульптуры, надписи, настенную живопись и руины. Он строился более 23 лет и был одной из двух соперничающих столиц Кхмерской империи, второй из которых был Ангкор. Ко Кер был единственной столицей с 928 по 944 год н.э. Король Джаяварман IV основал Ко Кер, и считалось, что его священный город был заложен на основе древних индийских религиозных представлений о вселенной. Новый город продемонстрировал необычное городское планирование, художественное самовыражение и строительные технологии, особенно использование гигантских монолитных каменных блоков.
Эфиопия – Культурный ландшафт Гедео
Регион Гедео в Эфиопии расположен вдоль восточного края Главного Эфиопского разлома, на крутых склонах Эфиопского нагорья. Это регион агролесомелиорации, где фермеры используют многослойное земледелие с большими деревьями, укрывающими вставку, основную продовольственную культуру, под которой они выращивают кофе и другие кустарники. Народ гедео, обладающий богатыми традиционными знаниями в области лесопользования, плотно заселил этот район. На возделанных горных склонах находятся священные леса, которые местные общины традиционно используют для ритуалов, связанных с религией гедео. Вдоль горных хребтов расположены плотные скопления мегалитических памятников, которые народ Гедео теперь почитает, а их старейшины заботятся о них.
Индия – Шантиникетан
В 1901 году известный поэт и философ Рабиндранат Тагор основал Санти-Никетан – школу-интернат и центр искусств в сельской местности Западной Бенгалии. Санти-Никетан был основан на древних индийских традициях и видении человеческого единства, выходящего за рамки религиозных и культурных границ. В 1921 году Тагор основал ‘всемирный университет’ в Сантиникетане, признавая единство человечества или Вишва Бхарати. Архитектура Санти-Никетана и подход к образованию отличались от преобладающих британских колониальных и европейских модернистских ориентаций начала 20 века. Санти-Никетан представляет собой подход к паназиатской современности, основанный на древних, средневековых и народных традициях со всего региона.
Латвия – Старый Город Кулдига
Старый город Кулдига в Латвии является хорошо сохранившимся примером традиционного городского поселения, которое превратилось из небольшой средневековой деревушки в важный административный центр герцогства Курляндия и Семигалия между 16 и 18 веками. Городская структура Кулдиги в значительной степени сохранила планировку улиц того периода и включает традиционную бревенчатую архитектуру, а также стили с иностранным влиянием, которые иллюстрируют богатый обмен между местными и путешествующими ремесленниками со всего Балтийского моря. Архитектурное влияние и ремесленные традиции, привнесенные в период герцогства, сохранились и в 19 веке.
Фото превью и материала / UNESCO