Конфликты в школе. Как их решать
31.01.2023
Глеб Голицын

Школа – это модель общества, в котором происходит разное
Когда всё хорошо, мирно и весело – это одно, и в основном из этого складывается жизнь в нашей школе. Но случаются конфликты. Конфликты между детьми, между ребёнком и учителем, очень редко – между родителем и учителем. Но бывает всякое, ведь школа – это живой организм. Вопрос только в том, как эти конфликты решаются, насколько стороны готовы услышать друг друга и пойти навстречу.
За восемь лет работы нашей школы мы поняли, что самый эффективный способ общения и решения проблем – это когда родитель общается со школой, не вовлекая ребёнка в решение конфликта; когда ребёнок общается со школой, не вовлекая родителя; когда родитель общается с ребёнком, не вовлекая в их общение школу.
Когда я говорю не вовлекая, это не значит, что участники не в курсе того, что происходит. Отнюдь нет. Бывают разные ситуации. И бывает так, что ребёнок не может защитить свои права, не может громко и напрямую заявить о своих желаниях и о том, что его обижают, например. В этом случае ребёнок идёт за защитой к родителю, и это очень-очень правильно, и здорово, когда ребёнок знает, что может положиться в этом вопросе на родителя, может довериться ему. Потому что кто, если не родитель, может защитить своего ребёнка. В этом случае имеет значение, каким образом родитель оказывает ребёнку поддержку и помощь в решении конфликта.
Есть несколько стратегий родителя, которому ребёнок пожаловался, что его обижают
Стратегия первая – объяснить учителю, что он не прав, и потребовать извиниться перед ребёнком. Скажем сразу, что это очень эффективно работает на то, чтобы «завоевать бонусы перед ребёнком», показать, что родитель – и в огонь и в воду готов за своего ребёнка пойти. Но в то же время такая стратегия основывается на очень сильной тревоге родителя за своего ребёнка и на недоверии тому, что ребёнок может сам решить свою проблему. Если такая стратегия повторяется несколько раз, то у ребёнка закрепляется механизм: всегда идти за защитой к родителю, и тогда ребёнок даже не будет пробовать решить свою проблему самостоятельно, он не будет знать, как выходить из конфликтов. И если родитель успешно эти конфликты решает, то он просто лишает ребёнка определённого навыка выходить из конфликта с наименьшими потерями. Но если случается так, и у родителя не получается успешно решать конфликты (например, ребёнка начинают дразнить в классе или игнорировать), то ребёнок, во избежание конфликта, может замкнуться в себе или перестать жаловаться родителю, или избегать конфликтов любым способом, постепенно задвигая своё «я» на задний план.
Стратегия вторая – поговорить с ребёнком, поддержать его, подумать вместе, что можно сделать, чтобы решить конфликт. Например, в нашей школе есть такой способ: собрать «малый круг», куда входят участники конфликта (обидчик и обижаемый, это могут быть и дети, и учителя, и модератор (психолог)), и на этом кругу рассказать друг другу про свои обиды. Очень действенный способ для того, чтобы конфликт был решён, а обиды рассеялись. В идеале ребёнок должен уметь решать свои проблемы и выходить из конфликта самостоятельно. Мы этому учим постепенно: после нескольких «малых кругов» дети, как правило, сами выясняют отношения друг с другом путём переговоров.
Такая стратегия не отменяет того, что родитель может позвонить в школу и рассказать о том, что ребёнок ему принёс. Это очень помогает понять ребёнка. И я, например, очень благодарна родителям, которые делятся своим беспокойством относительно взаимоотношений ребёнка с другими детьми или учителями, и делятся своей тревогой относительно конфликта или возможного конфликта. Зная информацию «изнутри ребёнка», это помогает скорректировать поведение учителя, чаще всего достаточно просто чуть больше уделить ребёнку внимания, потому что любые конфликты – это сбой в коммуникации, это непонимание, это недостаток внимания.
Дарья Бундина
Создатель Школы Взлётная полоса
ПАРТНЕРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
На правах рекламы
Текст, фото превью и материала / Дарья Бундина Создатель Школы Взлётная полоса
Конфликты в школе. Как их решать