Вечный вопрос, с кого Гюстав Курбе писал «Происхождение мира». Ответ нашелся в переписке Александра Дюма-сына
26.09.2018
Глеб Голицын
Французские историки Клод Шопп и Сильви Обена объявили, что знают, кто позировал художнику Гюставу Курбе для его знаменитой картины «Происхождение мира».
Теорию исследователей уже поддержал музей Орсе (там выставлена картина), но она противоречит как господствовавшей до сих пор точке зрения, так и альтернативным версиям.
Курбе написал «Происхождение мира» в 1866 году — как считается, по заказу турецкого дипломата Халила Шерифа Паши, который владел коллекцией эротической живописи. На картине крайне реалистично изображена лежащая обнаженная женщина, раздвинувшая ноги; на полотне видны ее гениталии, живот и грудь.
Картина около 130 лет находилась в частном владении и впервые была выставлена в 1988 году в Нью-Йорке. В коллекцию музея Орсе она попала в 1995 году; тогда ее закрыли стеклом, а рядом с полотном была выставлена охрана. В 2011 году СМИ писали о «Происхождении мира» по другому поводу: Facebook заблокировал аккаунт французского учителя, выложившего картину на своей странице; суд по этому делу продолжался до 2018 года.
Наиболее распространенная точка зрения заключалась в том, что для работы Курбе позировала ирландка Джоанна Хиффернан, у которой был роман с его другом, художником Джеймсом Уистлером. В середине 1860-х Хиффернан позировала для нескольких произведений Курбе, в том числе «Прекрасная ирландка» и «Спящие» — последнее изображает обнаженных женщин в постели и также была написана для Халила Шерифа Паши. Вскоре после этого Хиффернан и Уистлер расстались, а художник, ученик Курбе, начал негативно отзываться о своем мастере.
В 2013 году появились сведения о том, что найдена «пропавшая» верхняя часть картины. Речь шла о ранее неизвестном портрете лежащей женщины, который искусствовед Жан-Жак Фернье, специалист по творчеству Курбе, признал его работой.
Владелец картины утверждал, что сопоставление холстов и живописной техники подтвердили сходство двух картин и что на найденной им картине изображена именно Джоанна Хиффернан — Курбе якобы отрезал от холста изображение головы, чтобы не навредить ее репутации.
Специалисты музея Орсе тогда отказались признавать результаты этого исследования, заявив, что «Происхождение мира» — «цельная работа», а не фрагмент другой картины. Находка в лучшем случае доказывала, сказали в музее, что для написания картин использовались одинаковые краски, холст и кисточки. Противники этой гипотезы указывали также, что картины различаются светом, цветами и текстурой.
Против точки зрения, что моделью для Курбе выступала Хиффернан, регулярно высказывались возражения. Так, автор книги «История рыжих» Джеки Колис Харви указывала, в частности, что ирландка была рыжей, а лобковые волосы на картине Курбе — темные. Среди других возможных моделей исследователи называли любовниц предполагаемого заказчика картины Халила Шерифа Паши, в том числе куртизанку Жанну де Турбе.
Согласно новой версии, для «Происхождения мира» позировала парижская балерина Констанс Кеньё. На это, по мнению историка Клода Шоппа, указывает фраза из письма Александра Дюма-сына, который был противником Курбе, писательнице Жорж Санд: «Нельзя писать своей самой изящной и точной кистью внутренние части [интерьер] мадемуазель Кеньё из Оперы». В расшифровке письма вместо слова «интерьер» по ошибке было написано «интервью»; понять смысл фразы Шопп сумел, по собственным словам, посмотрев оригинал.
В 1866 году Констанс Кеньё было 34 года. К этому времени она оставила балет и была, как считается, любовницей Халила Шерифа Паши. По мнению Сильви Обена, посвященные современники Кеньё знали, что для картины позировала именно она, однако со временем, когда бывшая балерина стала уважаемым в обществе филантропом, об этом перестали вспоминать — и со временем этот факт забылся. Еще одним доводом в поддержку своей гипотезы Шопп и Обена называют то, что у Кеньё была картина Курбе (это следует из ее завещания), в центре которой изображен раскрытый цветок камелии (эти цветы ассоциировались с куртизанками из-за романа Дюма-сына «Дама с камелиями») — по их мнению, это был подарок модели от художника и заказчика «Происхождения мира».
Музей Орсе, по-видимому, поддержал гипотезу, анонсировав выход книги Шоппа и опубликовав две фотографии Костанс Кеньё из своей коллекции.
Источник / meduza.io