Почему «Битлджус Битлджус» реинкарнирует творческое начало Тима Бёртона?
09.09.2024
Глеб Голицын
Ни для кого не секрет, что последние фильмы Тима Бёртона уже не так хороши, как раньше. С середины 2000-х режиссер таких шедевров как «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина», «Крупная рыба», «Кошмар перед Рождеством» и многих других каждый раз удивлял своих фанатов готической эстетикой, фэнтезийным миром, однако в угоду крупных корпораций ему пришлось снимать то, что идет под заказ. Невероятно, что самым коммерчески успешным его фильмом стало фэнтези «Алиса в стране чудес», собравшее в прокате более миллиарда долларов. Это стало одним из проклятий того, что тебя загнали в рамки определенного визуального бренда — как и его коллега Уэс Андерсон, Бёртон никогда не сможет перестать быть, ну, Тимом Бёртоном.
Так почему бы не вернуться к одному из его самых ранних и странных успехов Тима? Классический «Битлджус» вышёл в 1988 году и стал первым крупным коммерческим хитом режиссера и фильмом, закрепившим его фирменный стиль. По сей день это остается высшей точкой эксцентричности для режиссера — дико креативный, шокирующе грубый и немного странный фильм для популярного семейного хита. Потрясающе тактильное сочетание жуткого стиля Бертона с удивительно колкой игрой Майкла Китона помогло создать кинематографическую икону, которой место в анналах истории кино, к которой больше никогда не прикоснутся. Но поскольку мы живем в эпоху, когда всем правят корпорации, «Битлджус» возвращается, и результат, на удивление, потрясающий.
«Битлджус Битлджус» имеет все циничные претензии ужасного легасеквела, но благодаря своей приверженности гонзо-журналистским эффектам оригинала и еще одной первоклассной игре Китона, который выглядит так, будто так и не снимал все эти годы свой прожаренный электричеством парик и полосатый костюм, это самый энергичный фильм, снятый Бёртоном более чем за десятилетие. Оказывается, возвращение в Преисподнюю было именно тем, что нужно режиссеру, чтобы его творческие силы снова потекли рекой.
Действие нового фильма происходит через 36 лет после событий оригинала 1988 года, а Лидия Дитц в роли Вайноны Райдер теперь известная ведущая телешоу об охоте на призраков. Она и ее мачеха Делия (Кэтрин О’Хара) годами не заходили в старый дом Мейтлендов, но их неожиданно возвращают после того, как отец Лидии Чарльз погиб в результате странной авиакатастрофы/нападения акулы. Лидия тащит свою бывшую дочь Астрид (Дженна Ортега) обратно в дом, чтобы помочь с уборкой, но по возвращении случайно натыкается на Битлджуса, который все еще намерен сделать Лидию своей невестой — особенно теперь, когда его бывшая жена Долорес (Моника Беллуччи) вернулась, чтобы навсегда забрать его душу.
Не нужно много усилий, чтобы связать точки между утраченным самоощущением Лидии и недавней карьерой Бёртона. Лидия часто объявляет себя пустой и никчемной, продающей свое шоу каналу и людям, и ее преследуют видения Битлджуса даже в ее реальном мире.
Райдер кажется странной, что после стольких лет она снова застряла в своем откровенном готическом образе, но в центре борьбы Лидии – настоящее горе. Она застряла в эксплуататорских отношениях со своим парнем-продюсером Рори (Джастин Теру), и выбор Райдер сыграть Лидию не столько в роли недовольной спиритуалистки, сколько в роли паникующей, психически больной матери придает ей больше глубины, чем ей было предоставлено даже в оригинале. Приятно видеть, как Вайнона оттачивает свои навыки вне шоу Netflix. В то время как Ортега играет самую сдержанную роль в фильме, освежающе сыграв климатическую активистку, а не девушку-гота, клона своей мамы, ее неожиданная сюжетная линия подросткового романа и напряженная динамика с Лидией формируют эмоциональную основу фильма, даже когда выходки становятся все более дикими, а ставки повышаются – жизнь или загробный мир.
В ленте также интересно то, что расширяется мир Загробной жизни, внутреннее устройство которого и сумасбродные персонажи становятся более заметными в сценарии. Бёртон подчеркивает этот мир омерзительной скуки, мельком показывая зомбированного уборщика (Дэнни ДеВито), полуразрушенную химчистку и обалденную железнодорожную станцию «Поезд души», которая отвозит призраков в «Великое Запределье». Одно из самых приятных дополнений к актерскому составу – Вульф Джексон Уиллема Дефо, бывшая звезда боевиков категории «Б», который неуклюже руководит полицейским управлением Загробной жизни с помощью шаблонных фраз и вдохновляющих речей, написанных его секретарем.
А сам Китон в роли Битлджуса остается непревзойденным. Он дикий, он жуткий, от него невозможно отвести взгляд. В фильме даже предлагается история его происхождения, которую Китон преподносит самым нелепым из возможных способов (подсказка: в нем задействованы черно-белые воспоминания в стиле Франкенштейна и цветистое испанское повествование). Приятно видеть Китона снова в другой старой роли, но на этот раз со свободой раскрыть свою харизму во всей ее диковинной красе. Ни для кого не секрет, что Китон приложил руку к созданию многих странностей персонажа, какими мы их знаем, и поэтому имеет смысл, что воссоединение Китона с Бёртоном – это то, что, возможно, наконец вернет режиссеру его смелость в его манере.
«Beetlejuice Beetlejuice» вышел в прокат 6 сентября, обойдя релиз в РФ по понятным причинам.
Фото превью и материала / Beetlejuice Beetlejuice / Warner Bros. Pictures