Появились новые данные о безопасности авиаперелетов
09.08.2024
Глеб Голицын
Полеты могут быть нервотрепкой для многих людей, но новое исследование показывает, что коммерческие авиаперевозки становятся все безопаснее, а риск смерти снижается вдвое с каждым десятилетием.
Согласно статье исследователей из Массачусетского технологического института (MIT), уровень смертности снизился до 1 на каждые 13,7 миллионов посадок пассажиров во всем мире в период 2018-2022 годов, что значительно выше по сравнению с 1 на 7,9 миллионов посадок в 2008-2017 годах.
Это также далеко от зарождения коммерческих авиаперевозок: смертность на одного пассажира составляла 1 на 350 000 посадок в 1968-1977 годах. Ученые сравнивают тенденцию по повышению безопасности полетов с «Законом Мура», знаменитым предсказанием основателя Intel Гордона Мура о том, что вычислительная мощность чипов удваивается примерно каждые 18 месяцев.
В 1978-1987 годах риск смерти составлял 1 на 750 000 пассажиров, совершающих посадку; в 1988-1997 годах он составлял 1 на 1,3 миллиона; а в 1998-2007 годах – 1 на 2,7 миллиона. Последняя крупная катастрофа коммерческой авиакомпании в Соединенных Штатах произошла в 2009 году, когда разбился рейс 3407 авиакомпании Colgan Air, в результате чего погибли 50 человек.
Однако ученые предупреждают, что постоянный прогресс не гарантирован. Недавние столкновения на взлетно-посадочных полосах США в этом году попали в заголовки газет, в то время как федеральные следователи настаивают на том, чтобы Boeing выяснил, почему в январе в самолете авиакомпании Alaskan Airlines во время полета оторвалась заглушка на борту самолета 737 MAX 9.
Заголовки также скрывают огромные глобальные различия в безопасности полетов, поскольку в исследовании страны разделены на три уровня на основе их показателей безопасности полетов.
В первую десятку входят Соединенные Штаты, страны Европейского Союза и другие европейские страны, включая Черногорию, Норвегию, Швейцарию и Соединенное Королевство. Замыкают эту группу Австралия, Канада, Китай, Израиль, Япония и Новая Зеландия.
Второй уровень состоит из Бахрейна, Боснии, Бразилии, Брунея, Чили, Гонконга – отдельно от Китая – Индии, Иордании, Кувейта, Малайзии, Мексики, Филиппин, Катара, Сингапура, Южной Африки, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.
Остальные страны мира относятся к третьему уровню. Обнадеживает тот факт, что, хотя риск смерти в этих странах намного выше, смертность при каждой посадке в них также сократилась примерно вдвое в период 2018-2022 годов.
Что насчет России, то из всех мировых статистик ее показатели и данные не учитываются, поэтому пока мы не можем с точностью сказать на какой процент произошло снижение авиакатастроф. Так. причина любой авиакатастрофы — это зачастую сочетание сразу нескольких неблагоприятных факторов, а главной причиной авиакатастроф в России является человеческий фактор, подготовка экипажа и наземного персонала. Гораздо реже происходят авиакатастрофы по вине погоды или техники. По данным Aviation Safety Network, с 1992 по 2021 годы на территории России произошли 124 крупных авиакатастрофы. Больше всего в 1994 году — 11, меньше всего в 2015 — ни одной.
Фото превью / Mitchell Nijman / unsplash.com