Раннее развитие: почему нужно помогать своему ребенку
28.03.2019
Анастасия Дорогова
Вокруг темы раннего развития сформировалось много мифов и заблуждений. Почему обучение иностранным языкам с рождения и раннее развитие – не одно и то же и зачем нужно учить ребенка играть, рассказываем в материале FoxTime.
Что такое раннее развитие?
Marisa Howenstine unsplash.com
В первую очередь, нужно понять, что раннее развитие не означает занятость малыша в различных кружках с утра до вечера. Это – гармоничное и комплексное развитие базовых навыков, которые должны помочь ребенку найти свое место в мире и легче к нему адаптироваться. Раннее развитие относится к детям до 3-х лет, так как этот период – наиболее чувствительный и сензитивный для адаптации и приспособления к окружающей среде. Другими словами, ранний возраст – это период возможностей.
Важный период
Freestocks unsplash.com
В возрасте до 3-х лет детям необходимо тесное общение с мамой и папой, свобода движения и исследования мира вокруг. Известный русский ученый и психолог И. А. Сикорский, изучавший детское развитие и осознание себя, считал, чторебенок при рождении не умеет пользоваться своими органами чувств, и тому, как правильно видеть, слышать, ходить и говорить, – тоже нужно учить. Ко второму году жизни ребенок «спускается» с рук матери и осваивает прямохождение. В этот момент оба его полушария начинают взаимодействовать, а все органы чувств скоординированы в целостную систему. Ребенок готов воспринимать мир, а взрослый – его показывать.
Начиная с года, в жизни ребенка наступает важный период по осознанию маленького себя в мире больших вещей, людей и понятий, и справиться с потоком информации без помощи родителей малышу крайне сложно.
Почему ребенку нужна помощь?
Ryan Wallace unsplash.com
Родителям важно помнить, что все новое, с чем сталкивается ребенок, для него трудно. Именно поэтому ребенку нужна помощь в развитии социальных навыков и навыков обучения.
Грамотный подход к раннему развитию направлен на плавное и гармоничное вхождение в новую среду: без резких скачков и «натаскивания» на конкретные знания. В случаях, когда ребенок оказывается в детском саду в группе из 30 человек, он вынужден в буквальном смысле учиться выживать. Возможности для нацеленного развития у него не остается, а драгоценное время уходит.
В детском центре «Академия Маленьких Наук» ребенка не оставляют адаптироваться самостоятельно и стихийно. На совместных программах с родителями с детьми ведется диалог, в ходе которого объясняются новые правила.
Кроме того, приводя ребенка на занятия, родители получают возможность «протестировать», сравнить своего малыша с другими и понять, как он общается со сверстниками, в чем успевает, а что нужно подтянуть. Таким образом занятия вписывают ребенка в среду и социальный контекст.
Как это работает?
Markus Spiske unsplash.com
Все знания, которые получает ребенок, так или иначе связаны с культурой. Как и чем пользоваться, какая функция у того или иного предмета, как себя вести и даже как играть, ребенку нужно показать. В «Академии Маленьких Наук» этот процесс называют привитием культурного кода. Для этого в ребенке раскрывают способности к получению знаний, которые влияют на все дальнейшее обучение и жизнь в целом.
Главные направления
Основные направления, которые нужно развивать, это совсем не запоминание всего алфавита в возрасте одного года, а такие простые, на первый взгляд, вещи, как желание и способность узнавать новое, развитие слуха, музыкальности, умения сотрудничать и подражать. Раннее развитие не означает подготовку к школе с 1 года, однако оно закладывает базу для будущего обучения в школе.
Основа такой практики – общеразвивающие занятия, направленные на активное познание окружающего мира. Здесь ребенок получается первые инструменты для взаимодействия с окружающими его средой и людьми за счет познавательной деятельности.
Занятия, объединенные в смысловые блоки и подчиненные конкретному предмету разговора (например, снегу), направлены на комплексный подход к развитию. Это значит, что на занятиях в группах до 7 человек родитель присутствует вместе с ребенком для максимально мягкого вхождения в среду, отличную от дома. К тому же занятия работают и как диагностический инструмент: с детьми занимаются психолог, дефектолог и логопед, которые смогут вовремя заметить особенности или одаренность ребенка, например, в музыке или танцах.
Jelleke Vanooteghem unsplash.com
В развитии ребенка все тесно взаимосвязано. Без развития слуха и музыки речь ребенка будет страдать, а без устной речи не будет и письменной. Поэтому одним из главных направлений развития маленького человека становятся музыкальные занятия. Музыка и речь устроены по одним и тем же законам: звук-пауза, звук-пауза. Музыка помогает активизировать механизм речи и учит различать речевые и неречевые звуки на слух. Пение влияет на механизм вдоха и выдоха, которое также играет ключевую роль в развитии речи: ведь ребенок может не уметь правильно дышать, чтобы свободного говорить. Разрабатывая навык речевого дыхания, нужно дать ребенку повод, мотивацию высказаться, научить его слушать и слышать, а затем подражать и воспроизводить чужие звуки.
Развитие таких навыков чрезвычайно важно для запуска процесса словотворчества, то есть «придумывания» новых слов. Это – прямая связь с мыслительным процессом, ведь ребенок должен усвоить слова родного языка и понять их значение. Учась подражать звукам животных, ребенок закладывает в себе способность подражать языку взрослых и усваивать речевые шаблоны. Без раннего развития речи ребенок может столкнуться с проблемами в устной и, как следствие, письменной речи.
Другой род занятий – театрализация с элементами интерактива – направлен на обучение произвольности и диалогу, усвоение культурных норм, приспособление к роли зрителя и включение в игру. Почему игра так важна? Первые манипуляции с предметами, а затем осознанная игровая деятельность необходимы для построения и проигрывания социальных отношений. Первые шаги в сторону игры создают основу для социализации ребенка и подготавливают его к дошкольному возрасту, когда игра должна стать ведущим видом деятельности.
Комплексный подход
unsplash.com
Методики раннего развития (Монтессори, Ибука, Зайцева, метод Домана и т.д.) общедоступны для любого родителя, но важно применить их правильно. Следование строго одной методике может негативно отразиться на ребенке, поскольку некоторые вещи ему могут быть просто не нужны или вредны. Знания должны быть актуальны для малыша и подобраны по возрасту.
В «Академии Маленьких Наук» элементы как классической русской школы, так и современных зарубежных практик собраны воедино. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) лежит в основе всех применяемых программ. При этом система обучения постоянно корректируется на основе опыта и наблюдения за детьми.
Кроме того, педагоги «Академии Маленьких Наук» – практикующие преподаватели, изучающие проблемы семьи и детства. Центр регулярно проводит для родителей семинары-практики по вопросам воспитания и обучения.
Пожалуй, главное для родителей – видеть своего ребенка счастливым. Гармоничное детство и всестороннее развитие поможет малышу справиться с множеством задач, которые его ждут, и найти себя и свое место в этом большом мире.
РЕКЛАМНЫЙ МАТЕРИАЛ
Текст/ FoxTime Анастасия Дорогова
Фото превью/ Jelleke Vanooteghem unsplash.com