Самый нестандартный триллер A24 чертовски опередил свое время
Поиск человечеством смысла не является изначально неправильным. Однако, если человек заходит слишком далеко и пытается найти символы, знаки и послания, скрытые в каждой вещи, которую он видит и любит, то это становится не столько стремлением к самореализации, сколько нарциссической попыткой убежать от проблем современной жизни. Более чем в нескольких фильмах пытались исследовать это, но лишь немногим это удалось.
Недооцененный нео-нуар режиссера Дэвида Роберта Митчелла «Под Серебряным озером» или «Под Сильвер-Лэйк» в оригинале «Under the Silver Lake» – один из них. Смелое, амбициозное продолжение Митчелла его хоррор-хита 2014 года «It follow»/«Оно» было сочтено многими, включая, по-видимому, его дистрибьютора, A24 тусклой режиссерской работой, когда оно вышло на экраны в 2019 году. С тех пор фильм превратился в современную культовую классику и приобрел множество страстных защитников, большинство из которых потратили уйму часов на споры о значении его многочисленных невысказанных тайн и пасхалок.
Так, главные роли исполнили Эндрю Гарфилд, Райли Кио и Тофер Грейс. В центре сюжета — парень по имени Сэм, расследующий странные обстоятельства убийства миллиардера, которые, как он считает, связаны с пропажей его новой соседки.
В некотором смысле, это трагически подходящая судьба для фильма, фильма о парне, который, кажется, проклят находить скрытые коды во всем. Персонаж Сэма (Эндрю Гарфилд) – вялый мужчина миллениал, едва сводящим концы с концами в Лос-Анджелесе, чей интерес к жизни, похоже, возрождается, когда он делится кокетливой ночной встречей со своей очаровательной соседкой Сарой (Райли Кио). Когда Сара таинственным образом исчезает на следующий же день, Сэм берет на себя смелость выяснить, что с ней случилось, используя загадочное сообщение, оставленное в ее заброшенной квартире, и коллекцию других, казалось бы, разрозненных улик, которые он обнаруживает во время своих приключений по Лос-Анджелесу.
Главный герой пытается обобщить все намеки, и это поистине безрассудная затея. Как и многие из великих нуаров Лос-Анджелеса, вышедших до него, масштаб фильма огромен, а его повествование непостижимо ветреное. Чем глубже он погружается в свое расследование, тем больше Сэм начинает верить, что исчезновение Сары может быть связано, среди прочего, с недавним успехом готической рок-группы, чередой убийств местных собак, возрождением сверхъестественного существа-убийцы, которое может быть реальным, а может и нет, смертью известного миллиардера и картой Лос-Анджелеса из коробки с хлопьями. Фильм, к его чести, рассматривает многие подзаголовки как забавные обходные пути, которыми они и являются, и Митчелл использует их как предлог, чтобы разбавить моментами фарсовой черной комедии и шокирующего хоррора.
Каждая очевидная связь — неважно, насколько тонкая, — которую Сэм Гарфилд обнаруживает с исчезновением своей соседки, только укрепляет его уверенность в том, что каждый день на самом виду лежат бесчисленные послания. Следовательно, он все меньше и меньше похож на знакомого киношного детектива и все больше на нормального, разочарованного парня, который слишком долго ценил фильмы, телешоу, журналы и видеоигры, которые он любит больше всего в своей жизни. Что еще может заставить кого-то действительно поверить, что ключ к разгадке, казалось бы, всеобъемлющей тайны лежит на страницах винтажного журнала Nintendo Power Magazine?
История, рассказанная в «Under the Silver Lake», состоящую из, казалось бы, возмутительных теорий заговора, наложенных друг на друга, однако именно отсюда проистекает часть силы фильма. Ему удается задействовать особый тип паранойи и разочарования нашего века так, как это не удается почти ни одному другому фильму. Каким бы бестолковым и забавным ни был фильм, он еще больше укрепляет Митчелла как талантливого режиссера фильмов ужасов.
Хоть временами он не кажется фильмом ужасов, и это связано не только с моментами реального кошмарного ужаса, но и с чувствами, которые он вызывает. В конечном счете, фильм отвечает на все основные вопросы, которые возникают у Сэма Гарфилда, и подтверждает его веру в невысказанные заговоры и скрытые послания. При этом это разрушает его и без того слабую хватку за жизнь и тот небольшой оптимизм, который, возможно, у него еще оставался, заменяя его сильным цинизмом, который кажется ужасающе оправданным.
И это то, что делает лента, если отбросить её несколько стилистических и тональных недостатков, таким незабываемым фильмом. Это триллер, который исследует слишком знакомое, невероятно человеческое желание утвердить наше мировоззрение, не доказывая, что его параноидальный, одержимый заговорами главный герой неправ, а доказывая его правоту. Фильм твердо верит, что узнать, что зловещие послания действительно скрываются под гладкой поверхностью общества, было бы более ужасающим, чем обнаружить, что их нет.
На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 56% на основе 133 рецензий критиков со средним баллом 5.8/10. Metacritic дал фильму 59 баллов из 100 возможных на основе 15 рецензий, что соответствует статусу «в целом смешанные отзывы». А вот критик Джошуа Роткопф из Time Out дал фильму идеальную пятерку в рейтинге, назвав его «гипнотическим, крутящимся и безумно высоким» и заявляя, что «амбиции “Под Сильвер-Лэйк” стоили того, чтобы их лелеять». Оуэн Глейберман из Variety также дал положительный отзыв, назвав его «фильмом про кроличью нору, одновременно захватывающим и сбивающим с толку, подпитываемым эротической страстью и ужасом, а также пропитанным теорией заговора. Фильм безупречно снят и поставлен с безумно пышным саундтреком».
Фото превью и материала / Under the Silver Lake / A24