Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей: мнение нейропсихолога
25.03.2020
Рита Захарова
Что делать, если вашему ребенку трудно концентрироваться и долго заниматься одним и тем же делом? Как СДВГ связан с развитием мозга и влияет ли расстройство на дальнейшую жизнь? На основные вопросы о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей ответил Александр Курицын — основатель Центра детской нейропсихологии «Рост» и практикующий специалист с 15-летним стажем.
Как понять, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности?
СДВГ нельзя однозначно назвать болезнью: это особенности развития нервной системы ребенка и сценарии социальной адаптации. Для того, чтобы диагностировать это расстройство, нужно зафиксировать проявление нескольких симптомов в различных средах: в школе, дома, на кружках, во время игр во дворе. Среди признаков, свойственных детям с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивности):
— Гиперактивность: ребенок постоянно в движении — например, внезапно встает посреди урока или дергает ногой. Ему сложно усидеть на месте, он суетлив и болтлив, часто и легко отвлекается от задачи.
— Импульсивность: даже незначительные действия окружающих вызывают у ребенка слишком яркую реакцию.
— Трудности, связанные с произвольным вниманием: ребенку сложно сосредоточиться на письме или чтении.
— Тем не менее окончательный диагноз выводит врач: он же назначает медикаменты в случае необходимости.
Чем может помочь нейропсихолог?
Фото / Austin Pacheco / Unsplash
Самая большая трудность для ребенка со СДВГ — навыки самоконтроля. Нейропсихологи разрабатывают терапию, в рамках которой он тренирует эти способности. В этот процесс рекомендуется включиться всей семье: гиперактивным детям с дефицитом внимания необходима хорошо выстроенная система поощрений и наказаний, в которой он будет лучше себя контролировать.
Например, для детей, которым сложно сосредоточиться на выполнении задания, можно придумать небольшое вознаграждение за каждые «внимательные» полчаса над уроками — короткий просмотр мультфильма или игра. В семье должны работать такие «цепочки» поощрений, которые помогают ребятам с СДВГ сформировать навыки самоконтроля.
Зачастую ответственность за любое действие ребенка лежит на взрослых, поэтому его произвольная регуляция начинает работать с перебоями. Нейропсихологи стараются вернуть детям эту ответственность, помогают снова начать контролировать самих себя. Сначала на занятиях со специалистом присутствует родитель, который следит за процессом и потом по возможности тренирует с ребенком приемы дома. Затем нейропсихологи продолжают работу без взрослых.
Основной метод, который используют специалисты Центра «Рост» — замещающий онтогенез, объединяющий двигательные и когнитивные упражнения. В нейропсихологии важен результат, и я его вижу: мой авторский курс был запущен на основе трудов Анны Владимировны Семенович (кандидат психологических наук и автор более 120 публикаций о детской нейропсихологии) и собственного опыта. Теперь этому методу следуют все профессионалы в Центре: основная часть команды — выпускники психологического факультета МГУ и сотрудники, имеющие в портфолио длительные стажировки в разных нейроцентрах.
Занятия с нейропсихологом включают несколько блоков, каждый из которых решает определенную задачу.
Сначала — разминка с использованием мячей, балансировочных досок, фитболов, затем — растяжка с элементами кинезитерапии — то есть, комплекса упражнений ЛФК.
Следующий блок — двигательно-моторная коррекция. Нейропсихолог дает указание: например, ползти по полу с правой ноги и с левой рукой за головой. Движения могут отрабатываться на разных уровнях — лежа, на четвереньках, стоя у стены. С помощью таких действий ребенок развивает межполушарные связи в мозге. За этим следуют дыхательные упражнения, которые поднимают общий энергетический уровень.
Завершающая часть — тренировка и развитие когнитивных функций мозга. Ребенку предлагается рисовать двумя руками, зачеркнуть заданные элементы, скопировать или дорисовать изображение.
Оптимальное время занятия — до 60 минут. За счет смены деятельности дети не успевают устать. В зависимости от настроения каждого ученика нейропсихологи вводят дополнительные элементы: например, могут устроить спортивную паузу.
Сколько нужно заниматься с нейропсихологом при СДВГ? Какие прогнозы?
Фото / pexels.com
В основном, с нейропсихологами начинают заниматься дети, начиная с 4-5 лет, имеющие дефицит внимания и гиперактивность. Перед школой ребенок должен уметь концентрироваться, слушать учителя, выполнять задания в срок и выдерживать время урока. Для этого нужно тренировать лобные доли мозга.
В некоторых случаях к 8-9 годам СДВГ может перерасти в дислексию (сложности с чтением) или дисграфию (ошибки и пропуски букв, сложности с правильным написанием слов и предложений). Кроме того, дети с проблемами самоконтроля значительно чаще попадают в зону риска и могут иметь трудности с социализацией уже в подростковом возрасте. В более взрослом периоде людям со СДВГ бывает сложно устоять перед азартными играми или вредными привычками. Работа с этими расстройствами в раннем возрасте помогает облегчить социализацию и жизнь ребенка в будущем.
Один курс нейрокоррекции в Центре «Рост» включает 20-25 занятий. Что происходит потом? Ребенок способен дольше концентрироваться (периоды увеличиваются от 15 до 40 минут), меняется почерк, руки работают более четко. Наблюдаются улучшения и в крупной моторике: например, до курса он не мог кататься на велосипеде, а после курса — сел и поехал. Детям становится проще действовать по правилам и инструкциям.
Сейчас в Центре идет работа с 200 семьями — по разным направлениям. Кто-то посещает городской лагерь, кто-то — занятия с нейропсихологами, дефектологами и логопедами, кто-то проходит семейную терапию. Среди тех, кто выбирает специалистов «Роста» — люди из разных уголков Москвы и Подмосковья, группы детей из других, зачастую дальних регионов.
Чем еще занимается Центр «Рост»?
Фото / Ashton Bingham / Unsplash
Помимо нейрокоррекции в Центре проводятся спортивные занятия. Большое внимание уделяют брейк-дансу, который развивает пространственную ориентировку, что важно при СДВГ. Популярностью пользуются и занятия по мечевому бою, где восстанавливается общая координация и крупная моторика. Зимой и летом ребята посещают городские лагеря, а по субботам — трехчасовые упражнения по разным направлениям. С детьми занимаются шахматами и математикой, песочной терапией и бумагопластикой.
Кроме того, Центр «Рост» — это большая площадка работы с кадровым резервом. В России много детей, которые нуждаются в помощи нейропсихолога. Мы систематизируем 17-летний опыт и делимся им с другими специалистами со всей страны — из Иркутска, Екатеринбурга, Находки.
Центр зарекомендовал себя как место, где не только профессионально работают с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, но и как своеобразный акселератор, где формируются будущие кадры сферы нейропсихологии.
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Текст Ульяна Климова, FoxTime
Фото превью / Ramin Talebi / Unsplash