«Соблюдайте дистанцирование» и «пользуйтесь санитайзером»: как изменилась наша речь в эпоху пандемии
25.05.2020
Рита Захарова
Наша жизнь за последние месяцы сильно изменилась. Мы испытываем больше стресса, работаем из дома, моем руки в несколько раз чаще, чем обычно, – и это лишь малая часть частных и глобальных перемен.
Изменилась жизнь, изменилась и речь. Коронавирусная лексика сформировалась моментально и это нормально, ведь язык всегда отражает социальные процессы. Нашу жизнь пронизывают новые слова, которые мы раньше не употребляли, а привычные выражения приобретают новый тревожный смысл.
Коронавирус, Covid-19, ковид, корона
Употребление слов «коронавирус» и «COVID-19» за последние месяцы выросло. Анализ веб-контента, проведенный Оксфордским словарем английского языка, показывает, что в декабре 2019 года количество таких запросов колебалось в районе ноля. В марте коронавирусом в сети интересовались уже миллионы. Контекст, в котором употребляются «коронавирус» и его синонимы вполне ожидаемый: вспышка коронавируса; новый коронавирус; распространение коронавируса; бороться с коронавирусом.
Согласно американской статистике, в январе в двадцать самых популярных запросов месяца входили 8 слов, связанных с пандемией. В феврале – четырнадцать. В марте двадцать из двадцати.
Маска для лица
Многие слова изменили свое значение в связи с пандемией. При словах «маска для лица» многие из нас подумают в первую очередь о медицинской маске, а не о косметической. Три месяца назад все было по-другому. Сегодня сказать «не забудь маску» так же обычно, как дать совет утеплиться шапкой. Тоже самое и с перчатками, которые непременно нужно правильно снимать и не трогать ими лицо. А слово «санитайзер», которое мы могли никогда в жизни ни разу не произнести, стало ежедневной нормой.
«Оставайтесь дома»
Фото / Pexels
В риторике средств массовой информации часто употребляются слова «самоизоляция» и «карантин», а фраза «оставайтесь дома» – стала девизом последних пары месяцев.
Апокалипсис и эпидемия
Мы и раньше не прочь были посмотреть хорошее кино про апокалипсис и постапокалипсис, но в последнее время на нас обрушился вал подборок с фильмами и книгами, посвященными эпидемии, пандемии, вирусу, заражению.
Zoom-вечеринка
Сегодня принято «зумиться. Концепт zoom-вечеринок оказался необычайно популярен. Люди поделились на тех, кто в Zoom не только работает, но и проводит время с друзьями, и на тех, кто осознанно игнорирует это и другие приложения для конференц-связи.
Социальное дистанцирование и тест на антитела
Фото / Pexels
Одни из самых популярных словосочетаний последнего времени. Первое – мы все соблюдаем, второе – можем сдать.
Наружа, курс имбиря, шашлычники
Слово «наружа» появилась благодаря Олегу Куваеву, который выложил в сеть ролик про то, как мультяшные персонажи Масяня и Хрюндель переживают изоляцию. Ничего в этой «наружи» хорошего, по мнению Масяни, и нет.
Цены на имбирь и лимоны стали жертвами из-за коронавируса. Все с волнением следили за ростом «курса имбиря» и «курса лимона», но сейчас цены стабилизируются.
О майских шашлычниках помнят все. После массового выхода отдыхающих на природу, в России возросла статистика по коронавирусу.
Ковидиоты, карантикулы, инфодемия
Фото / Pexels
Ковидиот – паникер или человек, не предпринимающий средств предосторожности.
Карантикулы – карантинные каникулы.
Инфодемия – поток фейковой информации о коронавирусе.
Ковид-диссидент – человек, отрицающий существование коронавируса, убежденный, что это не более, чем обычный грипп.
Коронойя – навязчивые мысли про ковид.
Коронавирусная лексика свернется сама собой, когда завершится и явление. И мы надеемся, что это случится в самом скором времени. Ведь из-за него мы сегодня слегка запинаемся, прежде чем сказать: «обнимаю» и «целую».
Фото превью / Pexels