Статья о «Клеопатре» стала самым популярным материалом на Вики в 2022 году
13.01.2023
Глеб Голицын
В конце каждого года Таха Яссери, доцент Школы социологии, собирает статистику по самым просматриваемым статьям Википедии за год. Это помогает ему, специалисту по вычислительной социологии, понять, какие темы привлекли наибольшее внимание, и дают возможность поразмышлять о главных общественных событиях года.
В 2020 году пандемия COVID-19 , президентские выборы в США и смерть Коби Брайанта были одними из самых запоминающихся событий. По мнению читателей Википедии, 2021 год запомнится Netflix «Игрой в кальмара», чемпионатом Европы по футболу и смертью принца Филиппа. Но в 2022 году список англоязычного сегмента запросов возглавляет несколько неожиданное имя – Клеопатра.
Большинство статей в верхней части списка связаны с крупными мировыми событиями, включая смерть королевы и чемпионат мира по футболу, и такие персоналии как Илон Маск и Джонни Депп также попали в этот список.
В дополнение к многолетним фаворитам, таким как Библия и YouTube, есть пара сюрпризов, на которые, вероятно, повлияли внешние факторы, такие как средства массовой информации и популярная культура. Например, статья о Джеффри Дамере, печально известном американском серийном убийце, умершем в 1994 году, набрала более 54 миллионов просмотров и заняла второе место.
Хотя совокупная статистика просмотров страниц сама по себе может не дать полного понимания того, почему пользователи Википедии интересовались определенными темами, изменения в статистике просмотров с течением времени могут дать подсказки. В случае с Дамером увеличение посещаемости страницы соответствует выходу сериала Netflix от 21 сентября. Это говорит о том, что сериал, возможно, побудил читателей узнать больше о Дамер из Википедии. Однако массовый интерес к статье о Клеопатре остается загадкой, которой все же нашли объяснение.
Хотя в новостях было несколько сообщений о ремейке классического фильма и рекламе Суперкубка с участием Клеопатры, они не полностью объясняют значительное количество просмотров. Ежедневная статистика просмотров статьи о Клеопатре также не указывает на какое-либо конкретное событие в качестве причины.
Это также не показывает типичной модели быстрого ослабления общественного внимания. Например, период полураспада внимания от событий в Интернете обычно короткий – от пяти до восьми дней, подобно тому, что можно увидеть в случае со страницей Дамера.
Эй, Google, расскажи мне о Клеопатре
Пытаясь найти причину внезапного всплеска просмотров статьи о Клеопатре, Ясери обратился к Интернету за ответами. Вскоре кто-то в Twitter подсказал: возможно, виновато приложение Google Assistant, которое использует распознавание голоса, чтобы пользователи могли взаимодействовать со своими телефонами во время разговора.
Запущенное в 2016 году, приложение в настоящее время встроено по меньшей мере в 1 миллиард устройств и насчитывает более 500 миллионов пользователей в месяц. Когда вы устанавливаете приложение и начинаете его использовать, оно предоставляет примеры типов запросов, которые вы можете сделать.
К ним относятся команды для операционной системы вашего телефона, такие как «Открыть YouTube», или запросы на запуск веб-поиска, например «Сколько унций в чашке?». Приложение также может выполнять комбинацию действий, таких как «Показать Криштиану Роналду в социальных сетях», что откроет приложение социальной сети и откроет профиль Роналду.
Одно из приглашений, которое приложение предоставляет для демонстрации своих возможностей, звучит так: «Попробуйте сказать: покажите Клеопатру в Википедии». Действительно, в 2022 году примерно более 50 миллионов человек последовали этой подсказке. До того, как Google Assistant получил широкое распространение в 2020 году, ежегодные просмотры материала о «Клеопатре» составляли около 2,5 миллионов.
Проектирование коллективного внимания
На популярность статьи, вероятно, сильно повлияла подсказка, предоставленная приложением Google Assistant, на первый взгляд произвольное решение, принятое разработчиками Google UX.
Это больше, чем просто интересное совпадение. Исследователи в области социальных данных и веб-аналитики часто используют статистику, такую как объемы поиска в Google и просмотры страниц в Википедии, для изучения динамики внимания и популярности. В дополнение к прогнозированию кассового успеха фильмов я использовал эти данные и для изучения популярности на выборах.
Хотя эти довольно новые источники данных могут быть полезными и интересными, а также отличными посредниками для мониторинга человеческого поведения в Интернете, они могут привести к ошибочному анализу. В 2013 году исследователи Google попытались и не смогли предсказать серьезность сезона гриппа, проанализировав данные пользовательского поиска.
Для исследователей в области вычислительной социальной науки важно также учитывать качественные методы и углубленные тематические исследования, чтобы понять историю, лежащую в основе данных.
Что еще более важно, пример Клеопатры подчеркивает влияние, которое, казалось бы, незначительные решения дизайнеров могут оказать на привлечение коллективного внимания к определенным темам и проблемам, иногда с более серьезными последствиями. Google подвергся критике за ранжирование результатов поиска таким образом, чтобы отдавать предпочтение собственным продуктам.
Предыдущее исследование показало, как ссылки в Википедии могут привлечь значительный трафик к определенным статьям, и как продвижение определенных петиций на первой странице сайта для подачи петиций может значительно изменить распределение подписей и, следовательно, шансы привлечь широкое внимание к определенным политическим причинам.
Этот феномен показывает, как небольшое изменение или дизайнерское решение может иметь масштабные последствия, когда оно достигает миллионов пользователей с помощью цифровых технологий. В этом случае не было причинено никакого вреда, и, возможно, мы узнали немного больше о Клеопатре и ее отношениях с Юлием Цезарем. Но не следует упускать из виду значительную силу, которую высокотехнологичные и медийные компании оказывают в формировании общественного внимания и влиянии на него.
Фото превью и материала / Cleopatra / 20th Century Fox