Яёи Кусама, до того как стала «королевой цвета и узоров» — FoxTime

Яёи Кусама, до того как стала «королевой цвета и узоров»

27.05.2020

Глеб Голицын

Lifestyle Идеи Истории Культура Стиль
яёи

Британский Dazed рассказывает о том, чем прославилась японская художница Яёи Кусама до того как стала «королевой цвета и узоров».

Яёи Кусама и ее живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции всегда наполнены чертами феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Все это переплеталось в повторяющихся узорах, переплетенных в замкнутость и объем. Как говорит сама художница, она «навязчивый художник».

Арт-оргии Яёи Кусамы

Фото / Yayoi Kusama — Anatomic Explosion , 1968 Courtesy of Louisiana Museum of Modern Art, Photography by Bob Sabin

Издание погружает нас в 1960-е года, где японская художница была активной участницей движения нового авангарда в Нью-Йорке. Особенно тот период ее творчества запомнился организацией телесных арт-перформансов. Выглядело это так: Кусама и ее друзья собирались в разных местах города, художница разрисовывала всех цветным горошком, а после участники занимались любовью — зрители тоже могли к этому присоединиться, но не в обязательном порядке.

«Я создавала свое искусство, чтобы попытаться изменить мнение людей о любви в мире, которая может длиться вечно, — объясняла Кусама концепцию подобных представлений в документальном фильме «Бесконечность» 2018 года. — Своими работами я хотела распространять надежду на мир».

Для Кусамы групповой секс и нагота были синонимом протеста, а ее красно-белый горошек — оружием против общества, которым управляет эгоизм конкретных людей.

Самые яркие проекты Кусамы связанны с групповыми телесными практиками. Среди них, например, экспериментальный фильм 1967 года Kusama’s Self-Obliteration, в котором художница воплотила дух свободной любви и американской контркультуры 1960-х годов. Еще один яркий проект Кусамы 1960-х — «Никсонская оргия» 1968 года. Ей предшествовало письмо Ричарду Никсону, в котором Кусама предложила тогдашнему президенту США секс в обмен на прекращение боевых действий, чтобы тот «умерил свой воинственный пыл».

«Вы не можете искоренить насилие, используя больше насилия, — писала она. — Эта истина таится в тех смыслах, которыми я с любовью и умиротворением украшу твое твердое мужское тело».

В том же году, протестуя против войны во Вьетнаме, Кусама и ее друзья вышли на Бруклинский мост, будучи полностью голыми. Их тела покрывали красные горошины, символизирующие пулевые ранения. Кроме того, в ответ на молчание Никсона Кусама устроила оргию в своей манхэттенской студии, которую украсила плакатами с изображениями Никсона и Малкольма Икс (правозащитника, резкого критика американцев европейского происхождения, виновных, по его мнению, в преступлениях против афроамериканцев), винтовок и американского флага.

Еще одна заметная для арт-мира оргия Кусамы — ее таблоид Kusama’s Orgy, выпущенный в 1969 году. Художница использовала его для самовыражения, когда ее перформансы стали чаще подвергаться нападениям со стороны полицейских. В таблоиде она собирала лучшие предложения для потенциальных читателей, например, «$5 за следующие шесть оргий».

В том же 1969-м Кусама устроила «Великую оргию для пробуждения мертвых» в МоМА. Обнаженные участники перформанса целовались и занимались любовью в фонтане сада скульптур, в окружении настолько же обнаженных монументов — некоторые из перформансистов предавались любви вместе со статуями. В то же время Кусама покрывала тела исполнителей красными точками. Так художница протестовала против того, что MoMA выставляет в основном давно умерших художников вместо поддержки современных арт-деятелей. Листовка для участников мероприятия гласила: «В музее вы можете снять одежду в хорошей компании [работ] Ренуара, Майоля, Джакометти, Пикассо».

Сегодня Яёи Кусама уже культовая личность, на ее выставки стекается множество людей. К сожалению она страдает рядом психических заболеваний и живёт в психиатрической больнице в Токио, где продолжает создавать работы с середины 1970-х. Её студия находится рядом с госпиталем.

Фото превью и материала / .dazeddigital.com

Рассказать друзьям