10 сюрреалистических фильмов, которые вдохновляют на творчество
Сюрреалистическое кино – это модернистский подход к теории кино, критике и производству, зародившийся в Париже в 1920-х годах. Новый стиль зачастую шокировал, вводил иррациональные или абсурдные образы, был отголоском фрейдизма сновидений, и эти приемы бросали вызов традиционным функциям кинематографического искусства. Дадаизм и сопоставления показывают другую реальность или реальность, вплетенную в жизнь. Вот подборка сугубо субъективных фильмов в этом жанре, которые вдохновляют на творчество разных людей.
«Пикник у Висячей скалы» / Picnic at Hanging Rock – 1975 год / Режиссёр – Питер Уир
Фото / Australian Film Commission / Event Cinemas
Сказочное и таинственное погружение в желания и чувства группы девочек-подростков, угнетенных религиозным образованием. Сюжет связан с исчезновением группы школьниц в Австралии, и фильм обладает поистине пленительной чувственностью. Это создает ощущение почти гипнотического влечения к природе. Фильм изящно и тонко стирает границы между искусством и жизнью, мечтой и реальностью, всегда выбирая предположения и воображения, а не объяснения. Это разрушает время и пространство и сохраняет ощущение тайны у зрителя еще долго после окончания фильма.
«Инферно» / Inferno – 1980 год / Режиссёр – Дарио Ардженто
Фото / Produzioni Intersound / 20th Century Studios
Фильм «Инферно» известен также под названиями «Ад» и «Преисподняя» – это итальянский фильм ужасов 1980 года режиссёра Дарио Ардженто. Фильм является второй частью трилогии о Трёх матерях, первым фильмом является «Суспирия» 1977 года. Заключительная часть, названная «Мать слёз», была выпущена в 2007 году. Все три фильма частично основаны на концепции «Ливана и Богоматери Скорбящие» / Mater Lachrymarum, Mater Suspiriorum, and Mater Tenebrarum из романа Томаса де Куинси Suspiria de Profundis от 1845 года.
Это великолепный, кошмарный реквием, еще более прекрасный и радикальный, чем «Суспирия». Inferno попадает в список за свою сказочную логику, основанную на аналогиях и противопоставлениях, не измененную и не ограниченную объяснениями, психологией или реализмом, также за драматическую силу его литургических ритуалов в мире, где все священно и прекрасно: ветер, вода, огонь… Зловещий бестиарий фильма сочетается с его культовыми персонажами и театральными декорациями, которые являются настоящими главными героями.
«Прошлым летом в Мариенбаде» / L’année dernière à Marienbad – 1961 год / Режиссёр – Ален Рене
Фото / Cocinor / Terra Film / Cormoran Films / StudioCanal
Фильм знаменит своей загадочной структурой повествования, в которой трудно различить правду и вымысел, а временные и пространственные взаимоотношения событий остаются неопределёнными. Не имеющая разгадки фантастическая природа фильма восхищала и ставила в недоумение зрителей и критиков. Это фильм исследует механизмы мозга и памяти. Головокружительное ощущение, что оба персонажа и действия одновременно существуют и не существуют. В фильме намеренно показана жесткая игра главных героев, которые, подобно живым мертвецам, бродят по коридорам отеля, создавая ощущение сказочности. Это неожиданная и уникальная вариация на тему мифа об Орфее и Эвридике. И, конечно, отметим замечательную игру актрисы Дельфины Сейриг.
«Голова-ластик» / Eraserhead – 1977 год / Режиссёр – Дэвид Линч
Фото / The American Film Institute / Center for Advanced Film Studies / Nocturno
Этот фильм показывает зрителю как бы ночной кошмар, снятый в черно-белом цвете и являющийся одними из самых поэтичных и сильных произведений в кинематографе, когда-либо снятых, также и благодаря сюрреалистическим образам, необычному звуковому оформлению и общей фантастической атмосфере. Сам фильм показывает трогательное выступление Джека Нэнса, играющего Генри Спенсера, борющегося с ужасающим, бесчеловечным, но трогательным ребенком. Сам Линч описывал свой фильм как «сон о тёмных и тревожных вещах» и считает его своим «самым духовным фильмом». Фильм создал загадки и некое ужасающее очарование, которое остается неизменными по прошествии почти полувека.
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» / Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles – 1975 год / Режиссёр – Шанталь Акерман
Фото / Paradise Films / Unité Trois
Артхаусный фильм отличается новаторским киноязыком своего времени: аскетичной, монотонной, в реальном времени фиксацией повседневного быта героини. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» входит в различные списки лучших фильмов в истории и также считается программным феминистским высказыванием. Сюжет рассказывает об одинокой вдове, которая занимается общественно непременным действием, чтобы свести концы с концами для себя и своего сына, прежде чем все изменится, когда она убьет одного из своих клиентов. Изображение в фильме показывают утомительную повседневную жизнь Жанны и ее повторяющиеся обязанности, ее радикальность, использование повторений и крайнюю стилизацию обыденного. Есть также показное замедление времени и использование внезапных многоточий. Актерская игра Дельфины Сейриг здесь резко контрастирует с ее предыдущими ролями.
«Валери и ее неделя чудес» / Valerie a týden divů – 1970 год / Режиссёр – Яромил Йиреш
Фото / Jan Čuřík
Сюрреалистический фантастический фильм ужасов, основанный на одноименном романе 1935 года Витезслава Незвала. В фильме героиня изображается живущей в дезориентирующем сне, уговариваемой священниками, вампирами, мужчинами и женщинами. В фильме сочетаются элементы жанров фэнтези и фильмов ужасов, фантастический хоррор воплощает в себе уникальное сочетание серьезности и легкости, ужаса и удивления с поэтическим, свободным, почти экспериментальным повествованием. Музыкальная конструкция фильма, его формальная красота, сюрреалистическое воображение и чувственный лиризм делают эту историю одой совершеннолетия.
«Дух улья» / El espíritu de la colmena – 1973 год / Режиссёр – Виктор Эрисе
Фото / Elías Querejeta Producciones Cinematográficas S.L., Jacel Desposito
Этот испанский шедевр был выбран за таинственность и поэзию фильма, который переносит зрителя в разум ребенка, где мечты и реальность переплетаются. Главная героиня фильма – юная Ана Торрент, которая все еще способна верить в монстров и чудеса, очарована фильмом «Франкенштейн». Она начинает переносить свои впечатления в реальную жизнь, поверив, что если закрыть глаза и позвать монстра, то он придет.. Это один из самых красивых фильмов о магии кино.
«Тропическая болезнь» / Tropical Malady – 2004 год / Режиссёр – Вирасетакул Апичатпонг
Фото / GMM Grammy
Фильм имеет раздвоенную структуру; он разделен на две части – первая представляет собой роман, а вторая – таинственную историю о солдате, заблудившемся в лесу, одержимом духом. Похоже, что меланхоличный тигр, бродящий по лесу, столь же глубокому, как наше бессознательное. Постоянная двойственность между днем и ночью, разумом и безумием, реальностью и мифом, видимым и невидимым, плотью и мечтами. Лента получила приз жюри на Каннском кинофестивале 2004 года и стала первым тайским фильмом, участвовавшим в основном конкурсе Канн.
«Сталкер» – 1979 год / Режиссёр – Андрей Тарковский
Фото / Киностудия «Мосфильм»
В этом великом советском научно-фантастическом фильме запечатлены красота и тайна нашего мира достаточно мощно, чтобы очаровать зрителя. Его гипнотическое, сказочное качество и медленный темп повествования, дающее чувство уверенности, периодически позволяет попадать в списки лучших кинопроизведений всех времён.
«Уховёртка» / Earwig – 2021 год / Режиссёр – Люсиль Адзиалилович
Фото / Petit Film, Anti-Worlds, Frakas Productions, BFI Film Fund, Film 4
Пятидесятилетний Альберт Селлинк устраивается на необычную работу. Он должен присматривать за странной десятилетней девочкой Мией, которая живет в большой квартире с затемненными окнами. Герою поручено ухаживать за зубными протезами девочки, которые нужно менять несколько раз в день. Каждую неделю в квартире звонит телефон и мужской голос интересуется самочувствием ребенка. Однажды этот голос сообщает мужчине, что он должен отвезти девушку поездом в Париж.
Фото превью / Produzioni Intersound / 20th Century Studios