Каждый год выпускники вузов пытаются устроится по своему профилю, но не всем улыбается удача с первого раза. Количество вакантных мест не соответствует количеству выпускающихся специалистов, считает проректор по учебной работе Института международных экономических связей (ИМЭС) Юлия Богомолова. Она рассказала FoxTime, о проблемах с которыми могут столкнуться студенты.
– Чем уникален ваш ВУЗ?
Высокие стандарты Академии внешней торговли, заданные более двадцати лет назад, и сегодня гарантируют качество образования, которое обеспечивается высококвалифицированным преподавательским составом: более 80% штатных преподавателей – кандидаты и доктора наук. Регулярно привлекаются топ-менеджеры и собственники бизнеса для мастер-классов. Обеспечиваем углубленным изучением иностранного языка: по окончанию ВУЗа – уровень Upper-Intermediate. В то же время ИМЭС продолжает оставаться небольшим ВУЗом, внимательным и доброжелательным к студентам и преподавателям. Наши выпускники говорят, что они нигде не встречали такой теплой, домашней атмосферы.
ИМЭС является узко профильным ВУЗом – у нас реализуются только две профессиональные образовательные программы, обе уровня бакалавриата и с международной профилизацией. Это: «Экономика», профиль «Мировая экономика» и «Менеджмент», профиль «Международный менеджмент». Поэтому мы всегда старались сконцентрироваться на качестве, а не на количестве.
– Гарантирует ли получение высшего образования у вас трудоустройство?
С одной стороны – огромное количество молодых специалистов не может найти работу по специальности. С другой стороны – множество работодателей не могут найти хороших специалистов. Современному бизнесу нужны выпускники – они могут по-другому мыслить, быстро реагировать на вызовы, у них развиты совершенно другие качества, компетенции и навыки, чем у людей постарше. Многие компании отлично понимают: если они хотят развиваться в конкурентной среде, то им нужны молодые специалисты. Если выпускник готов к работе в реальном секторе, то его с руками оторвут. Поэтому задача нашего ВУЗа снабдить выпускника не только знаниями, но и навыками реальной работы.
Для тех, кто хочет на госслужбу, самый прямой и короткий путь – через стажировку. У нас тесные взаимоотношения с двумя министерствами – Минэкономразвития и Министерством промышленности и торговли. Ежегодно практику или стажировку в министерствах проходят более сорока студентов ИМЭС. Многие из них по результатам практики получают предложения о работе.
Конечно, мы гордимся многолетними партнерскими отношениями с министерствами, и считаем, что они обусловлены тем, что мы полностью соответствуем их самым строгим требованиям. Это, прежде всего, наличие лицензии и аккредитации. Лицензия на право ведения образовательной деятельности означает, что в ВУЗе созданы необходимые условия для обучения.
ИМЭС уже четыре раза успешно проходил процедуру аккредитации со стороны Министерства образования, это означает, что министерство проверило и подтвердило качество образовательных программ, начиная от качества и актуальности учебных планов, качества учебных материалов, профессионального уровня преподавательского состава, и заканчивая уровнем подготовки выпускников, в том числе посредством тестирования. Все вместе это гарантирует столь высокий уровень подготовки, насколько это возможно.
– Каких навыков не хватает российскому выпускнику?
Мы обсуждаем это с крупными работодателями, и часто слышим, что выпускникам не хватает навыка командной работы. Они индивидуалисты, привыкли работать в одиночку, не умеют слушать, распределять роли в команде, не понимают, как выявить в своей среде лидера и как самому стать лидером. Не хватает навыков самопрезентации, начиная от собеседования, и заканчивая представлением своего проекта. Им трудно дается понимание корпоративной культуры.
– Как именно в вашем ВУЗе формируют недостающие навыки?
Мы внедряем различные формы групповых занятий, это учит коллективно решать задачи: навыки определения лидера, распределения ответственности, ее концентрации, сосредоточения на конечном результате. Это практические занятия.
Во-вторых, у нас есть серия лекций, мастер-классов крупных компаний. Больше других в этом заинтересованы крупные международные корпорации: не забудем, что у нашего ВУЗа международный профиль. Лекции и мастер-классы могут быть построены как обзоры того, что происходит на определенном рынке, в узком сегменте экономики, а могут касаться прикладных вопросов, например, проблем, с которыми могут столкнуться выпускники при трудоустройстве. Запрос, который предъявляет рынок к молодым специалистам, наши студенты слышат из уст работодателя, они сразу нацелены на самые востребованные компетенции.
– Вы сказали, что у вашего ВУЗа международный профиль, поясните, что это значит?
Наши образовательные программы получили международное признание крупнейшего в мире профессионального объединения специалистов в области финансов, финансового менеджмента, анализа и аудита – Института финансовых аналитиков (IFA). Процедура признания длилась почти полгода, предполагала тщательный анализ специалистами IFA наших образовательных программ, анализ структуры и содержания отдельных модулей, дисциплин, профессиональных компетенций, получаемых выпускниками, условий организации образовательного процесса и т.п. В результате Институт получил сертификаты об аккредитации программы «Экономика» и программы «Менеджмент», а наши выпускники – право на международный диплом, который выдается лондонской штаб-квартирой IFA без дополнительных экзаменов.
Кроме того, если выпускник собирается работать за рубежом, мы предоставляем ему возможность получить европейское приложение к диплому – «supplement». Это, по сути, перевод основного диплома на английский язык, акцептованный в странах Европы, где указаны все предметы, модули и оценки в европейской системе зачетных единиц. Этот документ признается в международных компаниях и при продолжении обучения за рубежом.
Еще у нас реализуется совместная программа с американским колледжем ТУРО. Обучение идет параллельно в двух учебных заведениях. Выпускники также получают два диплома. Программа колледжа ТУРО реализуется на английском языке. Все преподаватели – американцы.
– Как к вам поступить? Многие жалуются, что система ЕГЭ мешает поступлению в ВУЗы талантливой молодежи, которая по какой-то причине «срезалась» в школе. Мол, старые добрые вузовские экзамены были лучше.
Действительно, такое мнение имеет под собой некоторые основания. Очень часто к нам приходят абитуриенты, которые неожиданно столкнулись на ЕГЭ со сложностями: пробники писали очень хорошо, а на ЕГЭ провал. Причины могут быть разные: некачественная организация проведения ЕГЭ, чрезмерная нервно-эмоциональная нагрузка, существенное обновление банка заданий, к которым просто не готовились, и в результате на ЕГЭ низкий балл, или даже не пройден минимальный порог по какому-то предмету.
Причем такими лидерами «антирейтинга» каждый год бывают разные предметы: в позапрошлом году это был иностранный язык, в прошлом – математика. Поэтому мы приняли решение не устанавливать повышенных проходных баллов ЕГЭ – наши минимальные баллы совпадают с баллами, установленными Рособрнадзором. Мы приглашаем подавать документы всех, а рекомендованных к зачислению выявляем в результате конкурсного отбора по сумме трех результатов ЕГЭ.
Но даже если абитуриент не сдал ЕГЭ по какому-то предмету, мы считаем, что ему всё равно нужно дать шанс на получение образования. Во-первых, он может стать слушателем нашей профессионально-ориентационной программы. Обучение длится год. За это время обучающийся может точно определиться с будущей специальностью, получить набор знаний, навыков, компетенций, который позволят претендовать на сокращенную программу обучения в нашем ВУЗе, а также повторно сдать ЕГЭ и уже гарантированно попасть к нам.
Во-вторых, можно прийти к нам в колледж, ведь выпускники колледжа ЕГЭ не сдают. Занятия проходят в стенах Института силами тех же преподавателей. Ученики по окончании колледжа получают диплом о среднем профессиональном образовании и возможность в ускоренные сроки получить диплом о высшем образовании. Напомню, что после окончания колледжа обучение в ВУЗе длится три года.
В-третьих, у нас есть международные программы, которые предлагают возможность поступления к нам без ЕГЭ. Например, мы сотрудничаем с Алма-атинской академией экономики и статистики.
ШПАРГАЛКА
На что обращать внимание при выборе ВУЗа:
– у ВУЗа должна быть лицензия и аккредитация. Проверяя наличие этих документов, нельзя ограничиваться сайтом собственно ВУЗа, нужно обратиться и к независимым источникам. Самая полная информация содержится на сайте «Карта вузов», который администрируется Рособрнадзором;
– читайте отзывы, и не только на сайте самого ВУЗа. Комплиментарные отзывы, написанные самим ВУЗом, как правило, легко отличить от настоящих. Если жалоб действительно много, стоит задуматься, нет дыма без огня.
Рекламный Материал
Текст/ Ракиткина Елена FoxTime.ru
Фото/ ИМЭС