Что такое скука? И почему она важна для нас – FoxTime

Что такое скука? И почему она важна для нас

28.08.2024

Глеб Голицын

Lifestyle Идеи Инструкция Интернет Как это устроено Мир Обзор Общество Отношения Полезно знать
5

Анимационные детские фильмы долгое время стремились научить юных зрителей управлять своими эмоциями. В фильме Disney и Pixar «Головоломка» (2015) эта задача эмоционального регулирования была реализована буквально.

Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость – пять основных эмоций главной героини Райли – стали персонажами ее внутренней «диспетчерской». Вместе они руководили ее действиями по мере ее развития от малыша до подростка. В следующей части «Головоломки» Райли исполняется 13. Это означает появление более сложных эмоций, включая Тревожность, Зависть, Стыд и Скука.

Итак, мы были особенно заинтригованы персонажем Эннуи(Скука), который воплощает настроение отстраненной апатии, чаще называемое скукой. Итак, какая роль отведена Скуке в фильме и как это соотносится с ролью скуки в нашей повседневной жизни?

С момента своего появления в начале 19 века понятие «скука» было предметом дебатов и разногласий. Философы и психологи заметили, что скука может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, предполагая, что она играет особенно важную роль в детском и подростковом развитии. В своем обсуждении скуки психоаналитик Адам Филлипс описывает скуку как «то состояние анабиоза, в котором всё начинается и ничего не начинается, настроение рассеянного беспокойства, которое содержит самое абсурдное и парадоксальное желание, желание желания».

Или, как выразились психологи Джеймс Данкерт и Джон Иствуд в своем недавнем исследовании, состояние инертности при скуке – это, прежде всего, «призыв к действию, сигнал стать более вовлеченным» – или попробовать что–то другое.

Хотя она ассоциируется с отстраненностью и апатией и может быть признаком того, что нам нужно переключить передачу, и одно исследование показывает, что скука все чаще становится мишенью медиакорпораций. Они усердно работали над укреплением связи между чувством скуки и использованием наших цифровых устройств. Наши телефоны часто рекламируются как инструменты для борьбы со скукой, когда бы и где бы она ни возникла.

Скука и страх перед ней побуждают нас бездумно прокручивать ленты соцсетей. Но исследования показали, что чем больше мы используем смартфоны, чтобы отвлечься от скуки, тем больше рискуем заскучать. Это особая проблема подростков. В последние десятилетия исследования показали корреляцию между нарастающей скукой и проблемами с психическим здоровьем.

«Головоломка 2» не совсем касается этих потенциально негативных аспектов скуки. Вместо этого, она удваивает позитивную развивающую роль, которую скука играет, помогая Райли справляться с интенсивностью подростковой жизни. На протяжении всего фильма Скука с сильным французским акцентом лежит, развалившись на диване, в темно-синем спортивном костюме, бесстрастно уставившись в экран своего смартфона. Внешний вид, движения и вербальный тик Скуки – все это свидетельствует об умственной усталости, физическом оцепенении и отсутствии интереса к происходящему.

На протяжении большей части фильма она переходит на вторую стадию к Тревоге – главному антагонисту фильма. Там, где тревога сжигает экран своей неистовой, нервной энергией, Скука скрывается, излучая то, что французы называют «je m’en foutisme» – явно подростковое искусство пофигизма. Примечательно, что смартфон Скуки служит одновременно пультом дистанционного управления для консоли управления, позволяя ей модулировать эмоции Райли, даже не вставая с дивана.

Эта непринужденность – ключевой аспект роли Скуки в фильме. Она в основном отходит на второй план по отношению к другим эмоциям, лишь минимально реагируя на ситуации драматическими вздохами, зевками, закатыванием глаз или саркастическими колкостями и оскорблениями. Это чувство незаинтересованного спокойствия – вот как фильм раскрывает роль скуки в эмоциональной жизни Райли, когда она превращается из ребенка в подростка.

Однако в ключевые моменты фильма Скука берет верх над консолью, влияя на эмоциональные переживания Райли, уменьшая их интенсивность – например, когда Райли пытается произвести впечатление на старших друзей, которых она завела в летнем лагере. Когда они называют совершенно не крутую бойз-группу, на которую она ходила прошлым летом, вызывая беспокойство и смущение, Скука встает со своего дивана и объявляет: «Я ждала этого момента».

Скука уравновешивает страх Райли перед тем, как ее воспримут другие, большой дозой сарказма, который действует как защитный экран. В другие ключевые моменты функция Скуки заключается в том, чтобы держать другие эмоции под контролем, помогая сгладить эмоциональную напряженность подростковой жизни.

То, как это помогает умерить эмоциональные переживания Райли, перекликается с понятием социолога Георга Зиммеля о «пресыщенном отношении». В своем эссе «Мегаполис и умственная жизнь» (1903) Зиммель описал пресыщенное отношение как следствие «быстро меняющихся раздражений нервов, которые объединяются во всех своих контрастах» в современном мегаполисе.

Определяемый как чувство апатичного безразличия, Зиммель утверждал, что пресыщенное отношение обеспечивает форму защиты от сенсорной напряженности и нервного перенапряжения, которые возникают в результате городской жизни.

Возможно, именно эта версия скуки доминирует в характере Скуки из анимационного фильма. Сглаживая эмоциональные взлеты и падения Райли, Скука предлагает свою собственную неподражаемую форму защиты от перевозбуждения, которое приходит с подростковым возрастом.

Фото превью / Inside Out 2 / Walt Disney Studios

Что такое скука? И почему она важна для нас

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям