Как научить ребенка говорить? — FoxTime

Как научить ребенка говорить?

17.10.2019

Глеб Голицын

Партнерские материалы
превьб

За коммуникативными навыками ребенка нужно следить гораздо тщательнее, чем мы привыкли думать: от способностей четко выражать потребности и желания зависит вся дальнейшая социализация человека. Логопед-дефектолог, учитель начальных классов, преподаватель физического воспитания Лариса Андраханова разработала собственный метод занятий с детьми с нарушениями речи, который успешно практикует уже более 10 лет, и она расскажет о том, как устроен Центр речи под ее руководством, почему молодым мамам нужно меньше сидеть в социальных сетях и как бой подушками может быть гораздо полезнее любой развивающей игры.

Когда дети должны начать говорить? Как понять, что пора обратиться к логопедам?

За последние десять лет количество детей с нарушениями речи сильно увеличилось. Растет процент необоснованно молчащих малышей: это значит, что у физически здорового ребенка просто нет желания разговаривать. Зачастую такие нарушения связаны с поведением родителей, которые невольно программируют дочь или сына на молчание, делая замечания о чересчур шумном поведении или занимая их гаджетами, чтобы побыть в тишине. В результате к трем годам ребенок не демонстрирует никаких коммуникационных навыков, при этом являясь абсолютно здоровым во всем остальном.

Логопеды сходятся во мнении, что в норме складывать фразы из двух-трех слов дети должны к двум годам. С полутора лет ребенок может говорить простые слова, использовать звукоподражания («мяу», «гав» и т.д), озвучивать просьбы («мама, дай», «хо (хочу) пи (пить)») . Он может произносить их с ошибками или искажать — главное, чтобы родители понимали его желания. В таком случае структуры речевых зон мозга формируются правильно, а значит и все остальное развитие проходит в гармоничном темпе. Тем не менее многие специалисты сдвигают нормы к трем годам. Получается, что в XIX веке дети и взрослое население были более эрудированны и грамотны, в то время как мы в XXI веке — с новыми достижениями и технологиями — деградируем.

Команда Центра Ларисы Андрахановой придерживается классических норм и считает, что следить за коммуникативными навыками стоит гораздо раньше — с полутора лет. Чтобы правильно выстроить развитие речи, нужны консультации сразу нескольких специалистов — невролога, психолога, нейропсихолога и логопеда. В таком составе ребенку подберут наиболее подходящую программу занятий, а значит результат будет эффективнее.

Центр речи Ларисы Андрахановой открылся зимой 2019 года. За несколько месяцев к групповым и индивидуальным занятиям присоединились более тридцати ребят от двух до двенадцати лет. Такой возрастной диапазон связан с тем, что в Центре работают с детьми, чьи нарушения перетекли из устного изъяснения в письменную речь.

Последние годы Лариса Андраханова успешно практикует собственный метод: по ее мнению, речь ребенка развивается гораздо активнее, если сочетать умственные упражнения с физическими. Тренировка праксиса, правильная координация тела, развитие высших психических функций — основные элементы, на которые делают упор педагоги Центра.

Как устроены занятия в Центре речи?

Мы составляем занятия не классическим дидактическим способом, а раздвигаем рамки и критерии. В нашем логопедическом центре работают логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог, учитель начальных классов и учитель английского языка — то есть, речь ребенка всегда является главным предметом развития. Однако моим основным требованием и правилом остается обязательная двигательная активность во время занятий, и все наши педагоги разделяют такой подход.

В Центр принимают ребят с двух лет: здесь они вместе с преподавателями развивают словарный запас, учатся связной речи, осваивают техники рассказа и пересказа, сочиняют монологи и диалоги, пробуют красноречиво формулировать собственные мысли. При помощи физической активности педагоги тренируют с детьми праксис — то есть, «настраивают» правильно координированное мозгом действие, которое совершает тело.

В Центре работает специалист по детскому массажу, который определяет важные зоны ребенка: в зависимости от индивидуальных показаний он может или «разогреть» перед занятием с логопедом или — наоборот — успокоить после умственных нагрузок. Все педагоги имеют дипломы о нескольких образованиях, что позволяет значительно расширить базу знаний, которую передают детям.

Занятия в Центре бывают групповыми и индивидуальными. Вместе со сверстниками ребята готовятся к школе, посещают  занятия по развитию речи и шахматную секцию. Сейчас в Центре сформированы три группы для пятилетних и шестилетних ребят, которые занимаются по два раза в неделю (длительность — 45 минут). На выходных тоже предусмотрены отдельные общие программы.

Оценок в Центре не ставят, но учитывают необходимость дополнительной мотивации ребенка, поэтому вручают поощрительные призы. С дисциплиной на занятиях проблем нет: трудности бывают там, где детям неинтересно. Наши педагоги выстраивают программу так, что все максимально вовлечены в процесс.

Индивидуальные занятия структурированы по-разному — в соответствии с каждым ребенком и его проблемой. Для того, чтобы ее выявить, проводится консультация или диагностика. В зависимости от запроса родителей и диагноза ребенка детей передают конкретным специалистам. Так, в Центр приходят ребята, которые работают с двумя педагогами: например, в программе запуска речи дефектолог действует в паре с массажистом. Некоторые занимаются сразу с тремя специалистами — все индивидуально.

Чему учат в Центре речи? Расскажите о главных принципах

Мы не ставим в приоритет «научить ребенка читать». Да, он учится и, конечно, читает после нашего курса «Подготовка к школе». Тем не менее мы делаем акцент на том, чтобы ребенок умел учиться, воспринимать материал. Это основополагающие моменты в занятиях подготовки к школе. В нашем Центре учат не столько складывать числа, сколько решать задачу, уметь отвечать на вопросы. Например, мы не упражняемся в правописании, а развиваем праксис. Работаем над логикой, воображением, фантазией, тренируем слуховую и зрительную память. Мы готовим их учиться.

В Центре мы тренируем усидчивость, учим правильной посадке за столом и дыханию: зажимы сильно влияют на концентрацию, и ребенок быстрее устает. Благодаря удобному положению тела повышается стрессоустойчивость и восприятие материала. Выпускники Центра умеют не только слушать, но и слышать, осознавать то, что рассказывает педагог. Это важные способности, которые обязательно пригодятся ребенку в школе.

Что бы вы посоветовали молодым мамам? Как заниматься с ребенком в домашних условиях?

В эпоху социальных сетей молодые мамы много времени посвящают контенту, который рассказывает о воспитании их детей. Получается, что время на посты в Интернете есть, а на то, чтобы поговорить с ребенком, — нет. Эти полтора-два часа, которые уходят на чтение публикаций или составление собственных высказываний, я бы порекомендовала провести с детьми.

Ко мне часто обращаются с вопросом, почему ребенок не интересуется развивающими играми, приобретенными в магазине. Я советую родителям выбрать другую тактику и заниматься с детьми тем, что у них у самих получается хорошо. Удачно шутите? Веселитесь с детьми. Быстро бегаете? Устройте семейные соревнования. Любите готовить? Испеките блины вместе с ребенком. Главное в этих активностях — говорить и рассказывать, чем вы занимаетесь, описывать свои действия длинными и развернутыми, но понятными ребенку фразами. Бои подушками или импровизированный футбол понравятся вашим детям гораздо больше, чем очередная развивающая игра — с помощью этих нейтральных предметов можно с легкостью создать эмоциональные качели без перехода в агрессию.

Чем еще занимается Центр речи Ларисы Андрахановой?

Основная специализация Центра — работа с детьми от двух до двенадцати лет. Тем не менее здесь регулярно проходят семинары и встречи для родителей: взрослые могут не только поговорить с психологом, но и пообщаться друг с другом, обсудить общие проблемы и помочь найти нужного специалиста для ребенка. Кроме того, Лариса Андраханова дает уроки ораторского искусства для молодых людей и девушек.

Центр расположен на Шипиловской улице, в двух минутах от станции метро «Шипиловская». Узнать расписание занятий и стоимость можно на официальном сайте Центра речи Ларисы Андрахановой.

 

Рассказать друзьям