Как сложилась судьба героинь знаменитых русских картин? – FoxTime

Как сложилась судьба героинь знаменитых русских картин?

24.10.2020

Рита Захарова

Истории Культура Полезно знать
пер

Как сложилась судьба той, кого изобразил на полотне знаменитый художник? При каких обстоятельствах писалась картина? Что в этой женщине особенного?

«Портрет М.И. Лопухиной»

Фото / В. Л. Боровиковский / Портрет М. И. Лопухиной. 1797 / Холст, масло. 72 × 53,5 см / Третьяковская галерея

Портрет Марии Лопухиной – один из самых нежных женских портретов в русской живописи. Его автор – художник Владимир Лукич Боровиковский.

Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была сосватана за Степана Авраамовича Лопухина. Он и заказал Боровиковскому портрет своей будущей жены. Замужем за Лопухиным Мария побыла всего год.  Эта девушка с нежными чертами лица ушла из жизни в двадцать четыре года, от неизлечимой тогда чахотки.

С портретом связана мистическая история. У девушки на портрете взгляд необыкновенно живой. Поговаривали, что ее отец, граф Иван Толстой, переселил в портрет душу своей дочери. Эти слухи подстегивались тем, что Толстой был масоном. Как, кстати, и художник Боровиковский.

В конце 1880-х меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел портрет у родственников Марии Лопухиной. С тех пор эта картина занимает достойное место в Государственной Третьяковской галерее.

Лена Яблонская на картине «Утро»

Фото / Татьяна Яблонская / Утро. 1954 / Холст, масло. 169 × 110 см / Государственная Третьяковская галерея

Эту девочку зовут Лена  Яблонская. Ей тринадцать лет. Ее мама – известная советская художница Татьяна Яблонская. Год написания картины -1954-й.

Жили Яблонские тогда в Киеве, известен даже адрес квартиры, утопающей в солнечных лучах: Красноармейская, 46. Правда, на картине кажется, что пространство огромное, а на самом деле это была коммуналка.

«Утро» напечатал журнал «Огонек» и сотни советских людей вырезали и повесили эту светлую картину у себя в доме. Среди тех, кто любовался на начало нового дня девочки Лены был мальчишка из Казахстана Арсен Бейсембинов. Когда он вырос, то отправился в Москву, поступил в Строгановское училище и влюбился в однокурсницу по имени Лена Яблонская…

Эта история получила длинное и счастливое продолжение: Елена Яблонская стала Бейсембиновой, зарекомендовала себя как самобытный художник и до сих пор живет с мужем в Алма-Ате. «Утро» Татьяны Яблонской можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Баронесса Галина Адеркас на картине «Купчиха за чаем»

Фото / Борис Кустодиев / Купчиха за чаем. 1918 /Холст, масло. 120 × 120 см / Государственный Русский музей

На одной из самых известных картин Бориса Кустодиева, написанной в 1918 году, изображена пышнотелая купчиха, сидящая на балконе своего особняка, в окружении арбуза, варений и кексов.

В реальности эта девушка жила с семьей Кустодиева (в Астрахани) в одном доме. Она не была купчихой, но происхождение имела старинное, дворянское.

Галина Адеркас, позировавшая Кустодиеву для знаменитой картины, была баронессой. Происходила она из прибалтийского баронского рода. В год написания картины (1918) она училась на первом курсе Медицинского факультета Астраханского университета.

Юлия Кустодиева, жена художника, пригласила Галину побыть моделью. Соседу художнику Галина Адеркас согласилась позировать сразу и с удовольствием, Кустодиев был уже знаменит.

Художник к тому времени был серьезно болен. Еще в  1909 году у него обнаружили костный туберкулез и последние пятнадцать лет жизни (умер в 1927 году) Кустодиев провел в инвалидном кресле и работал лежа.

Это не был портрет в прямом смысле, Кустодиев взял, скорее, образ, и добавил своей модели и красок, и тела, и лет.  Яркая, обаятельная, музыкальная, артистичная, после окончания университета, Галина поменяла свои жизненные планы. Пела в хоре в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, озвучивала фильмы, и даже выступала в цирке. След «купчихи» теряется в 30-х годах. Возможно, она вышла замуж и… что стало дальше с Галиной Адеркас неизвестно. Увидеть “Купчиху за чаем” можно в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками»

Фото / Валентин Серов / Девочка с персиками. 1887 / Холст, масло. 91 × 85 см /Государственная Третьяковская галерея

В усадьбу знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова Абрамцево издавна приезжали писатели художники, там устраивались домашние спектакли и концерты. Вера – любимая дочь родителей, у которых прежде рождались только мальчики.
Вере Мамонтовой на момент написания картины было всего одиннадцать лет, художнику Валентину Серову – двадцать два года. Ничто на этой картине не предвещает, что Вера Мамонтова проживет всего до тридцати двух лет, погибнув от пневмонии накануне Рождества…

Любовь своей жизни Вера встретила в Москве. Представитель дворянского рода Александр Самарин был на семь лет старше Верочки. Он влюбился так же, как и она. Однако родители Самарина согласия на брак не давали: никак не хотели, чтобы их голубая дворянская кровь смешалась с низкопробной, купеческой. Вера и Александр смогли пожениться лишь спустя почти десять лет после знакомства. Отец Александра умер и мать, скрепя сердце, дала согласие на брак.

У них родились дети. Друг за другом: Юра, Лиза и Сережа. После пяти лет счастливой жизни Вера заболела пневмонией и ушла из жизни мгновенно…  Александр Самарин никогда потом не женился. А в честь своей любимой Веры Самарин построил Троицкий храм в деревне Аверкиево. Церковь, пережившая тяжелый XX век, стоит и сейчас.

Маша Симонович на картине «Девушка, освещенная солнцем»

Фото / Серов Валентин Александрович / Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович / 89.2 х 71.3 холст, масло Третьяковская галерея

Валентину Серову в 1888 году было всего двадцать три года.  За год до того он уже написал свою «Девочку с персиками». Художник проводил лето у своего близкого друга Владимира Дервиза в его усадьбе в селе Домотканово Тверского уезда (сейчас это поселок Красная Новь). Там же жили и две двоюродные сестры Серова. Младшая, Надежда Симонович, была женой самого хозяина усадьбы Дервиза. Старшая,  ровесница самого Серова – Маша Симонович. Серов был дружен с сестрами с детства, а первый Машин портрет написал, когда им обоим было по четырнадцать лет. Всего портретов Маши Симонович кисти Валентина Серова  – восемь, но самый известный этот, написанный за три летних месяца 1888 года.

Валентин и Мария нашли в приусадебном парке большое дерево, и все лето провели в зеленом уголке. Он – за работой, она – осознавая важность своей миссии модели большого художника. Мария и сама имела отношение к искусству, она училась на скульптора. Нет, это не было увлечение, это была теплая дружба и близость духа. Серов к тому времени был женат на Ольге Трубниковой, Мария принимала ухаживания приятеля Серова Михаила Врубеля.

В начале осени Мария уехала из Тверской области на учебу в Петербург, а потом – в Париж. Там она познакомилась со своим будущим мужем, врачом-психиатром Соломоном Львовым. В Россию Мария приезжала, с Серовым она встречалась в том же имении под Тверью.  Во Франции «девушка, освещенная солнцем» и прожила до 90 лет. Ее самый известный серовский портрет «Девушка, освещенная солнцем» хранится в Третьяковской галерее.

Фото превью / Серов Валентин Александрович / Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович / 89.2 х 71.3 холст, масло Третьяковская галерея

5 7 голоса
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям