Не позволяйте Renaissance и Eras одурачить вас – живые выступления катастрофичны
24.08.2023
Глеб Голицын
Британская индустрия живой музыки переживает самый прибыльный год за всю историю, поскольку люди стекаются посмотреть на таких мегазвезд, как Гарри Стайлс, Тейлор Свифт и Бейонсе. Но поскольку инфраструктура, поддерживающая новые таланты, рушится, устойчиво ли это?
Для индустрии живой музыки это лучшие и худшие времена. Благодаря заоблачно высоким ценам на билеты и серии туров с аншлагами на стадионах эта сфера переживает самый прибыльный год за всю историю, а эксперты прогнозируют непрерывный рост в течение следующих четырех лет. Но времена бума переживают не все: на нижней ступени последнего небольшие заведения либо борются за выживание, либо исчезают с угрожающей скоростью.
В долгосрочном плане это растущее расхождение представляет экзистенциальную проблему для музыкальной индустрии, особенно в то время, когда руководители звукозаписывающих компаний жалуются, что привлечь новых звезд становится труднее, чем когда-либо. Если нет маленьких площадок, где начинающие артисты могли бы поскрежетать зубами, возникает вопрос о том, кто будет хедлайнером «Уэмбли» через десять лет. Индустрия не может вечно приглашать уже известных мегазвезд.
Фото / Kevin Mazur / Renaissance
Может показаться нелогичным, что бум живой музыки происходит в разгар кризиса стоимости жизни – разве не все должны быть на мели? Но на самом деле это вписывается в более широкие модели потребительского поведения: будь то клубные вечера или концерты, люди реже выходят в свет и копят на крупные мероприятия (или покупают билеты через кредитные карты). Не является большой тайной, что люди стремятся увидеть таких, как Тейлор Свифт, Бейонсе или Гарри Стайлз, некоторых из самых популярных исполнителей в мире, чьи предыдущие туры вызвали такой же ажиотаж.
«Если подумать, такое поведение на самом деле не ново. В 1960-х и 1970-х годах люди выстраивались в очередь перед кассой в ночь перед открытием – если вы посмотрите архивные записи концерта Beatles или кого-то еще, это было почти то же самое», – говорит доктор Адам Бер, старший преподаватель современной и популярной музыки в Университете Ньюкасла.
Но данные показывают, что текущий спрос находится в другом масштабе, как и беглый взгляд на социальные сети в любое время за последние шесть месяцев. Мы находимся в разгаре ажиотажа вокруг продажи билетов, который нельзя объяснить только экономическими факторами или популярностью этих артистов. С одной стороны, фанаты недовольны тем, насколько сложной и дорогой стали живые выступления артистов. Но, с другой стороны, зачастую это дьявольски сложный процесс приобретения билетов на концерт на стадионе, что кажется подстегивает многих включаться в этот процесс.
Мы можем быть свидетелями стальной воли и хладнокровной решимости меломанов; они часто создают целые сессии планирования или сложные электронные таблицы для заказа билетов, ощущают неописуемый восторг от получения билета и места; триумфальное ожидание помногу часов концерта, и наконец когда это окупится…, азарт заполняет их сердца.
«Конкуренция и спешка с приобретением билетов, безусловно, являются частью этого процесса. Существует также менталитет фанатов против ботов, ощущение, что вы также сражаетесь с другими фанатами против ботов, спекулянтов и зазывал. На самом деле это не может быть всей правдой, но это действительно играет роль. Покупка билетов также становится символом статуса: фанаты перечисляют концерты, на которые они собираются, в своих биографиях в социальных сетях», – рассказывает Фрэн, 26-летняя специалистка по связям с общественностью.
Фото / Tom Cooper / Tas23
Как бы кто ни жаловался, имеет смысл, что фанатам – в некотором смысле – нравятся такие трудности с покупкой билетов. Тот факт, что дефицит стимулирует спрос, является базовым экономическим фактом: вообще говоря, когда чего-то труднее достичь, мы идем на большее и тратим больше денег, чтобы достичь этого.
«Это становится своего рода самозаполняющимся кругом. На самом деле нет предела тому, что люди готовы заплатить или сколько они будут бороться за билеты, потому что каждый хочет быть тем, кто пойдет именно на этот знаковый концерт», – говорит Марк Дейвид, генеральный директор Music Venues Trust.
Эмоциональная связь, которую многие фанаты испытывают со своими любимыми артистами, придает этому дефициту дополнительный уровень интенсивности – какой уважающий себя Тейлор Свифт смог бы выдержать стыд из-за того, что не смог достать билеты, подвести Тейлор, подвергнуться насмешкам, издевательствам или жалости со стороны своих коллег-фанатов за то, что они просто недостаточно старались?
Несмотря на то, что энтузиазм по поводу живой музыки никогда не был таким высоким, мало что указывает на то, что это приносит пользу небольшим площадкам. По словам Марка Дейвида, в этом году 68 концертов закрылись, 84 площадки находятся в чрезвычайном положении, и MVT не смогли связаться еще с 92, которые, по их мнению, могли прекратить выступать с живыми концертами.
«Контраст между этими двумя вещами устойчив только в том случае, если вы смотрите на музыкальную индустрию невероятно краткосрочно», – говорит Марк Дейвид. Инфраструктура, поддерживающая новые таланты, находится под угрозой полного краха, что в индустрии, зависящей от старых исполнителей, усугубляет проблемы в будущем.
Вполне вероятно, что Бейонсе или Гарри Стайлз все еще будут выступать через десять лет. Но, за исключением некоторых чудесных новых достижений в технологии борьбы со старением, это, вероятно, не относится к The Rolling Stones (самый кассовый тур 2021 года) или Элтону Джону, чей нынешний прощальный тур стал самым кассовым за все время. Исследование доктора Бера показывает, что концерты на стадионах обычно оказывают положительное экономическое воздействие, особенно на отели и рестораны, но мелкие выгоды для местных музыкальных сцен невелики. Вместо этого, как предполагает Марк Дейвид, недавно построенные стадионы, как правило, отвлекают клиентов и работников от существующих площадок, а не создают новые рынки и рабочие места.
Исходя из нашей текущей траектории, наихудший сценарий заключается в том, что небольшие площадки исчезнут, а все более дорогие концерты на стадионах станут единственным способом насладиться музыкой. Но, по словам доктора Бера, маловероятно, что мелкие площадки исчезнут сразу – всегда будет какой-то интерес к ним.
«Музыканты и операторы площадок невероятно изобретательны, поэтому они найдут способ заставить все работать. Большая часть живой музыки всегда была травой, пробивающейся сквозь трещины в бетоне», – говорит он.
Нынешнее состояние живой музыки удручает именно потому, что оно не уникально. Во всех обществах и культурах мы наблюдаем одинаковое расхождение, когда богатство и ресурсы направляются вверх, в то время как люди в низших слоях общества борются за выживание. Концерты на стадионах могут быть очень веселыми, но, как утверждает доктор Бер, они должны быть частью более широкой экологии, включающей малые и средние площадки. Без этого будущее выглядит мрачным. Хотим ли мы через десять лет захватывающей и поражающей музыкальной культуры? Или мы хотим потратить 2000 фунтов стерлингов, чтобы посмотреть, как голограмма Пола Маккартни с искусственным интеллектом отыграет аншлаговое шоу в Elf Bar Arena при поддержке Muse?
Фото превью / Harry Styles / Helene Marie Pambrun