Летом 2013 года X5 Retail Group владеющая торговыми сетями «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка» откроет первый в Москве инновационный супермаркет, который будет работать без продавцов. Называться он будет «ПеПяКа»В умном магазине без кассиров, вся продукция будет помечена радиочастотными чипами RFID.
Умными в супермаркете станут даже полки, которые будут оповещать менеджеров, какие товары заканчиваются в зале или на складе.
Стоимость содержимого тележки посчитают на выходе, не выгружая товар из корзины. Расплатиться за покупку можно будет через специальный терминал, с помощью банковской карты или мобильного телефона.
Многие эксперты, впрочем, настроены скептически. Во-первых, технология RFID имеет свои недостатки: метки плохо читаются с металлических поверхностей и емкостей с жидкостями. Но главная проблема — за чей счет устанавливать метки RFID, каждая из которых стоит три рубля и не каждый поставщик согласится брать эти расходы на себя, особенно когда речь идет о не дорогом товаре, например пакете чипсов или семечек. Чтобы технология не была убыточной, цена радиочипа должна составлять от 20 до 50 копеек, сказал управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. Плюс, по его мнению, метки должны устанавливать сами производители товаров в своих цехах, что с трудом удается делать даже за границей.
По мнению Потапенко, за рубежом технология может встать на массовый поток года за 2-3. Когда она придет в Россию, прогнозировать сложно. Самый оптимистичный вариант – лет через 5-7, пока же Москва ограничится только одним магазином. Экспериментальным.
Общая сумма инвестиций на запуск магазина-пилота оценивается в 350 млн. руб. — около 113 млн. руб. от каждого из участников. По неофициальным данным, для перевода технологии в коммерческий формат потребуется не менее 3 млрд. рублей.
Татьяна Моисеева
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна.