Пак Чхан Ук когда-то снял великолепный фильм про вампиров
В конце 1990-х южнокорейский кинематограф пережил серьезное критическое и коммерческое возрождение. После отмены правительственных ограничений в отношении местного и международного кинематографа появилось новое поколение кинематографистов с повествованиями, которые исследуют суровое прошлое страны и раздвигают границы, интенсивно изображая секс, насилие и склонность человечества ко злу.
Корейская Новая волна, как ее стали называть, завоевала международную аудиторию, которая была ошеломлена и часто шокирована этими смелыми и часто вызывающими тревогу фильмами, по сравнению с которыми усилия Голливуда с рейтингом R кажутся детской забавой. В центре этого движения был Пак Чхан Ук, в чью трилогию «Месть» вошел ставший культовым «Олдбой».
Пак был прославлен режиссером Квентином Тарантино, который обратил на него внимание и также использовал в своих фильмах смелые образы, микстейп жанров, которые содержали моменты черного юмора, беспощадного насилия и кинетической кинематографии. Имело смысл только то, что он также подарил новому поколению корейского кинематографа величайший фильм о вампирах. Фильм «Жажда» навеян романом Эмиля Золя «Тереза Ракен», а сама картина была удостоена Приза жюри 62-го Каннского кинофестиваля.
В «Жажде» Хён Сан Хён, в исполнении Сон Кан Хо, католический священник, кризис веры которого заставляет его добровольно участвовать в медицинском эксперименте в Африке, принимает участие в опытах по изучению смертельно опасного «вируса Эммануэля». Чудесным образом он оказывается единственным выжившим подопытным и возвращается в Корею. Однако болезнь возвращается снова, и единственным средством нейтрализовать её симптомы оказывается человеческая кровь. Священник понимает: в Африке ему случайно была перелита вампирская кровь, и это позволило побороть вирус. Впрочем, теперь ему приходится сдерживать новые инстинкты, зовущие его к кровопролитию.
«Жажда», вышедшая на экраны в 2009 году, представляет собой хоррор-комедию-роман-эротику-сатиру-трагедию, частично вдохновленную классическим французским романом. Если это звучит как переизбыток жанров, то это потому, что лента – это действительно множество, во многом так же, как более известные фильмы режиссёра, до краев наполненных стилями, идеями и жанрами. Как и ожидалось от фильма Пака, «Жажда» раздвигает границы.
Это был первый мейнстримовый корейский фильм, в котором была показана обнаженная натура взрослого мужчины. Насилие интенсивно и выворачивает наизнанку, как показано в одной сцене, где рыболовный крючок протыкает мочку уха женщины. Самые шокирующие моменты сочетаются с таким мрачным юмором, что вы не уверены, смеяться вам или плакать. И в его основе история любви, настолько невыносимо незаконная и обреченная, что она ставит греческую трагедию ниже себя.
Трудно придать новый оборот вампирскому жанру. Он существует так долго и развивается в ногу со временем, часто отражая заботы и желания своей эпохи. Вампиризм может быть метафорой практически всего: секса, смерти, политики, веры, инфекции и так далее. «Жажда» охватывает множество классических вампирских областей, таких как запретная любовь, страх проклятия и потеря человечности. Поскольку Тхэ Джу, героиня ленты, оказывается втянутой в роман с Сан Хён, он опасается за ее невиновность, но вскоре становится ясно, что ее бурлящая горечь из-за своей ужасной жизни сделала ее непостоянным кандидатом в вампиризм. Человек Божий пытается найти мирное решение своей кровожадной натуры. Женщина, сломленная мужской глупостью и патриархальным ликованием, выбирает хаос, подвергая пыткам свою свекровь и легкомысленно рассматривая всех людей вокруг себя как пищу.
Сан Хён становится одержимо похотливым после встречи с Тхэ Джу, что контрастирует с его целомудрием священника. По мере того, как он погружается в дальнейшие отклонения и грехи, он рассматривает свою природу нежити как причину своего новообретенного эгоизма. Однако для Пак вампиризм – это не столько преобразующая сила, сколько раскрывающая. То, что они вампиры, пробуждает в их персонажах неожиданно сильные чувства, но они не обязательно неожиданны. Конечно, Сан Хён был бы неудержимо возбужден после десятилетий отсутствия секса, в то время как Тхэ Джу набрасывалась, чтобы мстить бы на тех, кто превратил ее жизнь в мучение.
И все же «Жажда» по-прежнему неподражаема в том, как она показывает почти библейские уровни боли, которые выпадают на долю человека, который всю свою жизнь пытался быть бескорыстным. Волонтерство ради достойного дела приводит к тому, что его убивают и возрождают. Попытка помочь Тхэ Джу заканчивается убийством. Независимо от того, насколько сильно он пытается быть светским человеком, его низменные инстинкты требуют внимания. Его единственный по-настоящему эгоистичный поступок – превращение Тхэ Джу в вампира – совершен потому, что мысль о вечности наедине с единственным Богом, который будет судить его, слишком невыносима, чтобы принять ее. И об этом решении он почти сразу же сожалеет.
«Жажда» кажется более меланхоличной оборотной стороной «Олдбоя», романтической трагедии корейской Новой волны, которая такая же больная, извращенная и уныло веселая, как и ее самые кровавые начинания. Где «Олдбой» показал, что месть почти всегда обречена на провал, «Жажда» показывает, как стыд душит нас и превращает элементарную человеческую доброту во что-то привычно болезненное. Голливуд, возможно, и отказался от вампирского тренда к тому времени, когда Пак выпустил свою версию легенды, но «Жажда» напоминает нам, что классические существа никогда по-настоящему не умирают: они просто находят новые способы выжить вне мейнстрима.
Фото превью и материала / 박쥐 / CJ Entertainment / Focus Features International