«План 75» – это японская научно-фантастическая антиутопия о будущем старения
Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале прошлого года. Этот фильм также получил особое упоминание в конкурсе «Золотая камера». Фильм вышел в прокат в Японии в июне и был выбран в качестве японской заявки на лучший международный художественный фильм на 95-й церемонии вручения премии «Оскар».
Сценарист-режиссер Чие Хаякава создала пугающее видение будущего.
«На самом деле я не собиралась снимать научную фантастику. Это антиутопия, но очень реалистичная», – рассказывает она.
Жизнь и так достаточно сложна, но что, если ты пожилой, лишенный поддержки главный герой научно-фантастической антиутопии? По сюжету в ближайшем будущем правительство Японии примет закон, который предлагает добровольную эвтаназию любому человеку старше 75 лет в обмен на небольшое денежное вознаграждение. Некоторые принимают предложение передать деньги родственникам; другие просто лишены человеческого контакта или боятся стать обузой.
Наряду с отсутствием летающих футуристических машин или спецэффектов фильм разворачивается в таком расслабленном темпе, что сохраняет тревожно реальный, документальный тон. Часто камера просто следует за 78-летней Миши (ее роль исполнила актриса Чиеко Байшо) во время ее изолированной повседневной борьбы за жизнь; по ночам она самостоятельно управляет дорожным движением в оранжевой куртке, неспособная найти более подходящую работу для человека ее возраста.
«У нас не было достаточного бюджета, чтобы создать Японию будущего, поэтому я решила сделать так, чтобы она выглядела не так уж сильно отличающейся от нынешней Японии», – объясняет режиссер. – «На самом деле, у нас нет “Плана 75” – пока. Но другие вещи, изображенные в фильме, уже существуют, например, нечувствительность к социально слабым людям».
Ключевое слово – «пока». В то время как у «Плана 75» может быть логика, которая вскружит головы, не так уж и неправдоподобно представить его возможное существование в любой эйджистской, капиталистической стране со снижающимся уровнем рождаемости. Более того, в реальной трагедии в 2016 году 19 инвалидов были убиты в японском медицинском учреждении человеком, утверждающим, что его жертвы не вносят вклада в развитие цивилизации.
«Японское общество становилось все более нетерпимым к пожилым людям, инвалидам и бедным людям», – говорит Хаякава.
«Политики начали говорить о ценности жизни, основанной на производительности. Я была так обеспокоена ситуацией, а затем произошел инцидент 2016 года. Убийца начал думать, что инвалиды бесполезны, и такая атмосфера уже существовала в нашем обществе».
Фильм был задуман как одна из пяти короткометражек, вошедших в «Десять лет спустя» 2018 года, фильм-антологию, продюсером которой выступил Хирокадзу Коре-эда. «Когда люди смотрели 20-минутную версию, все они говорили, что это напомнило им “Черное зеркало”», – смеясь говорит Хаякава. – «Но в полнометражной версии я хотел больше сосредоточиться на человеческой чувствительности и эмоциях и не создавать ничего слишком антиутопичного».
Таким образом, влияние Хаякавы больше связано с европейским артхаусом, чем с жанровой направленностью. В частности, она называет Михаэль Ханеке, Андрея Звягинцев, братьев Дарденн и Кшиштофа Кесьлёвского, чье влияние неоспоримо.
Но вернемся к персонажу. Частью мотивации Миши присоединиться к «Плану 75» является отказ от социального обеспечения. Находясь на грани потери жилья и достаточного количества денег, чтобы содержать себя, 78-летняя женщина находит человеческое общение только в еженедельном 15-минутном разговоре с Марией (Стефани Арианн), сотрудницей «Плана 75», которой строго предписано подчиняться сценарию – любая теплота может случайно убедить пожилых людей пожить немного дольше.
В другом месте сценарий пугающе конкретизирует все различные «что, если?» хитросплетения концепции настолько, что будущие политики могут извлечь из фильма неправильные уроки. Младший персонал обращается к схемам из мультфильмов, чтобы узнать, как эффективно утилизируются тела. Процедура смерти, начиная с того момента, как секретарь встречает вас у двери, проходит так же гладко и непринужденно, как посещение стоматолога для ежегодного осмотра. В рекламе проекта все они изображают улыбающихся пожилых участников, ведь послание «Плана 75» заключается в том, что вы можете умереть, когда захотите. Это послание звучит добрым и дружелюбным, но на самом деле оно гласит: «Вы нам больше не нужны».
Однако Хаякава не желает, чтобы «План 75» был за или против ассистированного самоубийства, и она не хочет осуждать желание Миши продолжать работать в 78 лет:
«Некоторые люди хотят продолжать работать, чтобы чувствовать себя счастливыми, у некоторых людей нет выбора, потому что они не получают достаточной пенсии. Я не могу включить всех».
Вместо этого фильм указывает на отсутствие поддержки у пожилых людей, не только финансовой, но и в борьбе с одиночеством. Заводить друзей во взрослом возрасте достаточно сложно, но что насчет того, когда тебе 78? Героине Миши и так тяжело без денег, жилья или работы. Но как только она теряет связь с людьми, она становится полностью отчужденной и теряет смысл жизни.
Фото превью и материала / Happinet / TBA Studios