Ромкомы мертвы?
Последние несколько лет ромкомы переживали кризис, и крупные студии предпочли вместо этого сосредоточиться на простых, остросюжетных блокбастерах и супергеройских эпиках. Студии больше не уделяют приоритетного внимания выпуску романтических комедий, а Голливуд находится во власти прихотей Уолл-стрит, ведь 20 лет назад романтическая комедия считалась бы хлебом с маслом в киноиндустрии.
Легкий просмотр, быстрые деньги и верный способ поддержать карьеру начинающей звезды. Однако с тех пор структура киноиндустрии навсегда изменилась под воздействием множества факторов. Романтическая комедия долгие годы была предметом споров о том, официально умер жанр или нет. Выйдет новый фильм, использующий мотивы старых любимых романтических комедий, и новостной цикл размышляет, сможет ли этот фильм исправить то, что не так с нашей кинематографической экосистемой.
Правда о том, мертв жанр или нет, сложнее, чем простое «да» или «нет», потому что, как и в любом жанре кино, ответ зависит от его сохранения и от того, как кинематографисты, увлеченные этим жанром, смогут найти финансирование для создания новых фильмов. Мир кино сейчас находится в странном положении: растет количество независимых фильмов, а независимые режиссеры процветают рядом с враждебной студийной системой, которая упорно откладывает фильмы в долгий ящик из-за налоговых вычетов, даже не просматривая их. Среднебюджетные фильмы уже некоторое время не являются приоритетом для студий. Вместо этого они потратили большую часть десятилетия, сосредоточившись на хитах блокбастеров и воспользовавшись коллективной одержимостью ностальгией.
Фото / Anyone but You / Columbia Pictures
Однако, бесспорный интерес к ромкомам по-прежнему сохраняется. Удивительно, но «Кто угодно, но не ты» (Anyone but You), ромком 2023 года, в котором снялась Сидни Суини, стал хитом и собрал в мировом прокате $170 миллионов, редкое достижение для романтической комедии в кинотеатрах. Но в разговоре с The Hollywood Reporter режиссер Уилл Глюк заявил, «что “Кто угодно, только не ты” был попыткой снять “последний ромком в истории кино и театральности”».
Его заявление звучит как панегирик жанру, с которым несгибаемые поклонники романтических комедий могут не согласиться. К сожалению, это правда, что «Кто угодно, но не ты» – единственный в своем роде фильм в нынешнем кинематографическом пейзаже. Однако это не означает, что жанр полностью прекратил свое существование. На самом деле, все наоборот. Нас завалили сотнями, если не тысячами, романтических комедий. Их просто больше нет в кинотеатрах – они на стримах.
Примечательно, что Netflix является ведущим продюсером романтических комедий с такими названиями, как «Кто-то великий» (Someone Great), «Подстава» (Set It Up) и «Всем парням, которых я любила раньше» (To All the Boys I’ve Loved Before), не говоря уже об их широко успешных романтических комедийных телешоу, таких как «Я никогда не…» (Never Have I Ever) , «Эмили в Париже» (Emily in Paris) и «Сердцеед» (Heartstopper). Netflix, и обновив жанр сделал то, чего не удавалось большинству крупных продюсерских компаний годами, не говоря уже о привлечении более молодой аудитории, требующей новых фильмов, таких как «Как отделаться от парня за 10 дней» (How to Lose a Guy in 10 Days) и «Из 13 в 30» (13 Going on 30), которые за последние два десятилетия приобрели культовую популярность.
Фото / How to Lose a Guy in 10 Days / Paramount Pictures
Ромком 2000-х пережил своего рода ренессанс на одной из соцплатформ, где звуковые фрагменты, эстетика и обморок от их главных мужских ролей являются ключевым фактором для достижения виральности. Возможно, это просто добрая старомодная ностальгия, но это указывает на тот факт, что, хотя у нас более чем достаточно романтических комедий, снятых стримерами, но мы, как аудитория, редко получаем хорошие романтические комедии, которые соответствуют фильмам 80-х, 90-х или начала 2000-х.
В прошлом году сообщалось, что Netflix отказался сотрудничать с феноменом романтической комедии Нэнси Мейерс в ее проекте, запрашиваемый бюджет которого составлял $130 миллионов, хотя несколько лет назад они потратили около $175 миллионов на «Ирландца» Скорсезе. Кто-то может спросить, почему инвестирование в фильм с таким режиссером, как Мейерс, который имеет проверенный опыт создания хитовых фильмов со звездным составом актеров, кажется запретным для стримера. Но, как и все стриминги, ответ заключается в том, что Netflix дешев и преследует только одну цель – получение как можно большей прибыли. Не имеет значения, что качество большинства романтических комедий на потоках в лучшем случае сомнительное, а в худшем – мусорное. Это быстрое решение, призванное удовлетворить жажду романтики не желая углубляться в повествование, это картина на один вечер и не более. С таким подходом неудивительно, что ромком стал завсегдатаем потокового вещания.
Фото / Bridget Jones’s Diary / Universal Pictures
В этих фильмах часто мало что можно показать с точки зрения тщательного подхода к сценарию, кинематографии, костюмам и другим ключевым аспектам, которые делают многие из наших любимых классических произведений неподвластными времени. Многие старые ромкомы, те, которыми люди одержимы, были отправной точкой для всех видов творчества. Если подумать о костюмах в «Когда Гарри встретил Салли» или о Хансе Циммере, написавшем музыку к «Отпуску по обмену», то этот статус культовости дан не просто так.
Кастинг также является ключевым аспектом того, что создает или ломает ромком. Понятие «горячие парни» все еще стереотипно в актерском составе многих ромкомов, но, помимо этого, редко можно встретить Мэтью Макконахи или Колина Ферта – актеров, которые помогают вам поверить в фильм и создать романтическую динамику, достойную аплодисментов. Актрисы же более чем охотно снимаются в романтических комедиях, но, похоже, их коллеги-мужчины избегают их изо всех сил. Кейт Хадсон, сыгравшая главные роли в таких культовых романтических комедиях, утверждала, что отсутствие хороших романтических комедий связано с тем, что многие актеры мужского пола не желают в них сниматься. По ее словам, актеры-мужчины предпочли пойти по пути героев боевиков в фильмах по комиксам вместо обычных ромкомов. Хадсон наверное в чем-то права, учитывая, что Крис Эванс и Марк Руффало, двое бывших оплотов MCU, оба отказались от своего прошлого в романтических комедиях в обмен на более «серьезные» роли и с тех пор совсем не возвращались к этому жанру.
Фото / Me Before You / Warner Bros.
Несмотря на это, мы не должны сбрасывать со счетов всех актеров-мужчин как противников ромкома, поскольку молодые актеры-мужчины сейчас просят роли в новых романтических комедиях в интервью. В прошлом году Пол Мескал предположил, что он хотел бы бросить вызов самому себе, снявшись в фильме с актрисой Айо Эдебири.
И все же «Кто угодно, но не ты» – интересный пример кассового успеха, который не оправдал ожиданий поклонников романтических комедий. Он изображает самые худшие аспекты жанра, полагаясь на приближение к любви с налетом цинизма и пренебрежения, что делает невозможной веру в его неизбежный грандиозный романтический финал. Временами кажется, что фильм вообще стесняется быть романтической комедией. Жаль, что он не может заниматься чем-то другим, вместо того чтобы навязывать историю любви между двумя людьми, между которыми в прессе было больше взаимопонимания, чем в самом фильме.
Это не значит, что романтическая комедия не может быть немного жестокой или реалистичной. «Когда Гарри встретил Салли» гордится тем, что исследует любовь и сложности отношений и никогда не пытается принизить своих зрителей. Осознанный подход может сделать современные романтические комедии невыносимыми даже для самого преданного фаната. Кинематографисты просто слишком напуганы, чтобы быть более правдивыми, избегая приторности и одновременно стараясь быть милыми, фильмы становятся слишком надуманными. Также стоит и учитывать, что сосредоточенность на создании реалистичных ромкомов может в некотором смысле убить романтику. Но это может быть просто отражением современных свиданий, которые по своей сути менее серьезны, менее романтичны и менее уязвимы.
Фото / I May Destroy You / HBO
К современным романтическим комедиям можно и отнести такие сериалы, как «Личная жизнь» (Love Life), «Томящийся по любви» (Lovesick) и «Удушье» (Smothered), а также такие фильмы, как «Плюс один» (Plus One), «Зависнуть в Палм-Спрингс» (Palm Springs) и «Рай-Лейн» (Rye Lane). Все это не попытка воссоздать ту же формулу, что и романтические комедии прошлого, а вместо этого создать свой собственный жанр. Они явно не торопятся с написанием сценария, подбирают актеров с помощью химии и следят за тем, чтобы их фильмы и шоу имели уровень мастерства, который не часто увидишь. Можно быть уверенным, что ромком мертв, но пока можно сказать метафорично, что жанр находится в лимбе, и просто ожидая того дня, когда крупные студии поймут, что зрители не прочь полюбить все «сложности» таких легких романтических комедий.
Фото превью / Anyone but You / Columbia Pictures