Секрет популярности «Игры престолов» раскрыт благодаря математической модели – FoxTime

Секрет популярности «Игры престолов» раскрыт благодаря математической модели

05.11.2020

Глеб Голицын

Lifestyle Идеи Истории Как это устроено Кино Обзор Общество Сериалы
5

Цикл романов американского писателя и сценариста Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени», по которому снят сериал «Игра престолов» был проанализирован математиками, физиками и психологами. Оказалось, что за обилием персонажей и сюжетных линий стоят математические закономерности.

Исследователи из пяти университетов Великобритании и Ирландии подошли к тексту с математической стороны.

Например, действующих лиц ровно столько, сколько способен вместить разум человека. А неожиданные смерти персонажей действительно непредсказуемы в строгом математическом смысле, но тем не менее подчиняются тому же закону, что и многие события в реальной жизни. И так, изложим все по порядку.

Литературоведы говорят об успешном синтезе разных жанров: фэнтези с его магией и драконами и исторического романа с головокружительными интригами и жестокой борьбой за власть. Читатели подмечают очень непривычный приём: писатель то и дело убивает ключевых действующих лиц. В цикле романов более двух тысяч персонажей, названных по именам, и более сорока тысяч актов взаимодействия между ними. Как всё это помещается в голове читателя? Почему произведение остаётся захватывающим и запоминающимся, несмотря на такую, казалось бы, перегруженность действующими лицами?

Герои и персонажи

Сеть социальных связей персонажей романа. Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными – женские, светло-серыми – персонажи, погибающие к концу первой книги. Иллюстрация University of Cambridge.

Оказалось, всё дело в особой структуре текста. Каждая глава подаётся с точки зрения какого-либо персонажа, хотя повествование ведётся от третьего лица, читатель «слышит» мысли этого героя. Всего таких персонажей 24. Из них 14 исследователи отнесли к основным, поскольку с точки зрения каждого из этих героев написано восемь и более глав. К слову, рекорд – 47 глав принадлежит обаятельному саркастичному карлику Тириону Ланнистеру.

Дотошные исследователи подсчитали, с каким количеством персонажей 14 главных героев поддерживают социальные связи. Оказалось, что каждый из них взаимодействует примерно со 150 другими действующими лицами.

Здесь-то и кроется секрет. Эти числа – около 15 и около 150 – часто встречаются в структуре реальных социальных связей. Например, у человека может быть около 15 знакомых, с которыми он общается более или менее регулярно, и ещё примерно 150 человек, которых он помнит по именам и время от времени с ними сталкиваемся.

Таким образом, заключают авторы, при всём обилии персонажей романы не заставляют читателя напрягать память. В каждом фрагменте повествования действующих лиц столько, сколько мы привыкли умещать в своём разуме.

«Пушечное мясо»

Учёные разобрались и с ещё одной яркой особенностью романа: внезапно погибающими ключевыми персонажами.

«Пушечное мясо», которое появляется в повествовании, чтобы сразу же погибнуть, исследователей не интересовало. При подсчёте смертей они учитывали только действующих лиц, фигурирующих более чем в одной главе.

Выяснилось, что смерти таких значимых персонажей действительно непредсказуемы в самом что ни на есть строгом математическом смысле. Их распределение по номеру главы оказалось геометрическим. Согласно теории вероятностей, это единственное распределение событий, «не имеющее памяти». То есть знание о том, сколько глав назад случилась очередная смерть, никак не помогает предугадать, сколько ещё глав осталось до новой потери.

Однако всё меняется, если взглянуть на распределение печальных известий не по номеру главы, а по дате (ведь сюжет имеет собственную хронологию). Оно оказывается уже не геометрическим, а степенным.

Степенное распределение по времени очень часто встречается в социальной жизни. Так распределяются, например, покупки человека, развлечения или события на работе. Более того, даже реальные акты насилия зачастую распределены по степенному закону.

Таким образом, Дж. Р. Р. Мартин совершил нечто невероятное. Он распределил гибель персонажей по хронологии сюжета так, как события зачастую распределяются в реальной жизни. Это придаёт романам реалистичность и убедительность. Но повествование по главам мастер выстроил таким образом, чтобы каждая смерть была максимально непредсказуемой!

Разумеется, писатель вряд ли занимался расчётами с привлечением высшей математики. Скорее талант, мастерство, жизненный опыт и художественная проницательность помогли ему интуитивно почувствовать открытые учёными законы.

Фото превью и материала / HBO

Секрет популярности «Игры престолов» раскрыт благодаря математической модели

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям