«Собиратель душ» – это хороший хоррор? – FoxTime

«Собиратель душ» – это хороший хоррор?

13.08.2024

Глеб Голицын

Lifestyle Город Кино Обзор
11

Итак, российские кинотеатры заполонили уже не первый месяц иностранные инди-хоррор фильмы, а также просто большое количество не самых хороших фильмов в жанре ужасов. Если на неделе зайти в расписание любого большого кинотеатра Москвы или Санкт-Петербурга, примерно 40% репертуара будет отдано под иностранные хорроры и триллеры.

Итак, уже почти три недели в прокате в РФ идет фильм «Собиратель душ» (англ. Longlegs) режиссёра Оза Перкинса, где главные роли в фильме исполнили Николас Кейдж, Майка Монро, Алисия Уитт и Блэр Андервуд. По итогам текущего проката в США рейтинг в целом составляет 7,6 баллов, в России публика оценила фильм в среднем в 6,3. Я сходил на кинопремьеру и далее пойдет погружение в сюжет и немного спойлеров.

За производство этого фильма взялась студия Neon, которая наверное захотела также пойти по пути студии А24 и сделала ставку на данный сценарий. Режиссером фильма стал Оз Перкинс, старший сын актёра Энтони Перкинса из культового фильма «Психо» Альфреда Хичкока. Оз ранее работал над переосмыслением сказки «Гретель и Гензель», которая в целом понравилась аудитории.

Перейдем к сюжету фильма. Агент ФБР Ли Харкер начинает расследовать дело серийного убийцы, при этом по мере расследования она осознаёт личную связь с ним и понимает, что должна действовать быстро, чтобы предотвратить убийство ещё одной семьи. Ей удается дешифровать послания маньяка, а также найти ту самую верную линию, которая меняет ход расследования.

Многие отмечают сходство и параллели с некоторыми фильмами этого жанра, например, большинство критиков сравнивают сие творение с «Молчанием ягнят», за счет наличия маньяка и агента ФБР. Также, созданный Николасом Кейджем образ Собирателя душ сравним с Буффало Биллом из того же «Молчания ягнят». Кто-то находит больше параллелей с триллером «Семь» Дэвида Финчера, где главной идеологией антагониста стал список библейских грехов. Собиратель душ также одержим религиозным фанатизмом, но имеющими под собой темный сатанинский подтекст. Мне же тут увиделись параллели с фильмом «Пила» именно в передачи духа преемственности, а также контекст первого сезона «Настоящего детектива», где подается неспешный сюжет (точнее подойдет для описания термин слоубёрнер – это кинопроизведение с медленно развивающимся сюжетом), наполненный мистицизмом, а главный антагонист не то что-то сверхъестественное и потустороннее, не то простой житель, просто свихнувшийся на сатанинском культе.

Но как бы не казался заимствованный сюжет, все же атмосферу делает музыка, а она тут очень крутая и даже в некоторых моментах имеет «рок-н-ролльный дух». Начало фильма это сцены и кадры, которые могут быть перемешаны, залиты алым, и переходящими в мокьюментари, с зернистой картинкой и неспешным надвигающимся ужасом. Также вставлены кадры снятых на пленку непонятных символов. Все это создаёт настрой и погружение в тягучую, липкую и неприятную субстанцию. Нам показывают январь 1975 года, где девочка лет десяти видит из окна дома, что рядом остановился незнакомый автомобиль. Она выходит и подходит к нему, но слышит голос сзади. К ней подходит странный человек с побелённым лицом и напоминает, что у неё скоро день рождения… Это важная сцена, которая связывает историю и предысторию всего происходящего.

Далее нам показывают 1990-е годы. Ли Харкер, молодой агент ФБР, проявляет экстрасенсорные способности, когда на задании безошибочно угадывает, в каком доме скрывается преступник. Её привлекает к делу, которое тянется уже более двадцати лет: несколько семей жестоко убиты в разных городах штата Орегон, при этом следов убийцы на месте преступления не обнаружено. Члены семьи, словно обезумев, убивают друг друга без видимой причины. Предполагаемый убийца оставляет на месте преступления зашифрованные послания с оккультными знаками и подписью «Собиратель душ» (в оригинале «Длинноногий»). Харкер удаётся понять, что все убийства происходили в семьях, где была девочка, день рождения которой приходился на 14-е число, и убийства случались незадолго до или после дня рождения. В библиотеке Харкер изучает литературу по сатанизму и, изобразив дни убийств в виде таблицы, понимает, что соединения цифр образуют перевёрнутый треугольник. При этом одно число пропущено и треугольник не завершён: следует ожидать ещё одного убийства.

Этот раздел наполнен выдержанными сценами, статичными кадрами долгими приближениями, которые погружают в темный мир Собирателя душ. Зритель пытается понять мотивы преступника, но как всегда все кроется в мелких деталях, которые в конце собираются в общую картину, как кусочки пазла. Все это дополнено блеклым цветокором и крутой работой оператора. А сам маньяк в большинстве кадров не показан полностью, его лицо часто обрезано и зрительно может только ужаснуться этими неестественными пропорциями, из-за редкой и неизлечимой болезни костей, как в старом фильме «Маска» режиссёра Питера Богдановича, либо это зависимость от множества пластических операций, которые придали антагонисту неприглядный вид. Весь визуал выдержан в атмосфере 90-х, а редкие флешбеки сужают кадр до формата 3:4. Все это дает крайне неуютный и некомфортный просмотр, который держит в напряжении.

Параллельно идет арка с матерью агента Харкер, которая периодически разговаривает по телефону с ней. Мы узнаем, что ее мать живёт одна в их старом доме. Во время одного из телефонных разговоров с матерью Харкер слышит чьи-то шаги и видит фигуру в окне, а вернувшись к столу, находит письмо от «Собирателя душ». Ей удаётся расшифровать письмо при помощи текста Библии. В письме говорится, что если она кому-нибудь расскажет о расшифровке, то «Собиратель душ» убьёт её мать. Ну и далее мы обойдемся без спойлеров, и вы можете сами посмотреть данный фильм на большом экране.

Отметим игру Николаса Кейджа, ведь он тут предстает в таком странном и несовместимым с его узнаваемым лицо фильмом. Ранее он также круто вписался в каст таких интересных мистических и инди-проектов как «Мэнди», «Цвет из иных миров» и «Свинья». Но отметим, что в «Собирателе душ» он нечто совершенно иное: неуклюжий, долговязый и вселяющий странный, даже сказать жуткий, момент, и ты бы не хотел чтобы с тобой заговорил такой человек, даже на очень отвлеченные и безобидные темы. Николас сыграл фанатика, странного фанатика…скрывающего очень темные тайны. Даже после его кончины, его дело продолжает жить.

Итак, по итогу что сказать: нашему зрителю такие дискомфортные ленты не по душе. Западный зритель видит в этой ленте свежее дуновение ветра. После просмотра остается пара вопросов и нераскрытых моментов в фильме, а также открытый финал, хотя по моему мнение завершение дало бы хоть какую-то свободу героине и она смогла выдохнуть и начать жить с чистого листа. Думаю, что фильм подойдет для изучения творчества Оза Перкинса, развития карьеры Николаса Кейджа в хоррор индустрии, а также для эстетов и интеллектуалов. В целом в условиях ограниченного проката данная лента в целом не так плоха.

Вот что пишут критики. Так, на сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 86 %, основанный на 248 отзывах, со средней оценкой 7.6. Дэвид Руни в рецензии для The Hollywood Reporter, высоко оценил фильм, написав: «Можно возразить, что в нём слишком много элементов — криминальный сериал, оккультная тайна, манипуляция сознанием, поклонение сатане, страшные куклы, фаустовская сделка и “монахиня”, не подходящая ни для какого монастыря. Но “Собиратель душ” — это наиболее полно реализованный и неумолимо эффективный фильм Перкинса на сегодняшний день».

Боб Штраус в рецензии для San Francisco Chronicle пишет: «Больше всего впечатляет то, как Перкинс сочетает психологический и сверхъестественный ужас в не совсем привычной для себя манере. “Собиратель душ” — это воплощение тёмного, поэтического кино, где дьявол определенно кроется в деталях». Ричард Лоусон в рецензии для Vanity Fair счёл фильм разочаровывающим, написав: «”Собиратель душ” — стильная, но пустая, красиво предвещающая картина, за которой ничего нет. Как сказал бы Ганнибал Лектер, это хорошо отмытый, суетливый мусор с отсутствием вкуса».

Дж. Уртадо в рецензии для Screen Anarchy назвал «Собирателя душ» «шедевром; нечестивым, ужасающим слиянием высокого искусства и тревоги, фильмом, в котором каждый кадр — это кошмар, и он прекрасен». Миган Наварро в своём обзоре для Bloody Disgusting, высоко оценила постановку и атмосферу «Собирателя душ», заключив: «”Собиратель душ” — настолько же стильный, насколько и вечный фильм, пронизанный клаустрофобическим ужасом и гнилью». Билл Бриа из Film назвал «Собирателя душ» «самым страшным фильмом ужасов 2024 года».

Фото превью и материала / Longlegs / NEON

«Собиратель душ» – это хороший хоррор?

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям