Видят ли животные сны? – FoxTime

Видят ли животные сны?

14.07.2022

Глеб Голицын

Lifestyle Идеи Инструкция Истории Как это устроено Мир Обзор Общество Полезно знать
превью

То, что многие животные испытывают во время сна, можно все-таки назвать сновидениями, это влияет на то, как мы должны переосмыслить данные об их внутренней жизни.

Давно отмечено, что люди, имеющие домашних питомцев, имели опыт наблюдения за тем, как питомцы проявляют странное поведение во время сна, например, дергают ногами, лают или скулят, или двигают глазами. Владельцы домашних животных часто задаются вопросом, что снится животным, видят ли они такие же сны и могут ли отличить реальность от сна?

Фото / Guardian News

Но фактическая научная литература о том, видят ли сны животные, скудна. Поэтому такой вопрос часто упускался из виду. Поскольку животные не могут описать, что происходило в их сознании после пробуждения, ученые опасаются размышлять о природе их бессознательного. В последнее время некоторых животных признают разумными существами, например, видео с самкой осьминога по имени Хайди может дать ответы на вопрос: видят ли животные сны?

В новой книге «Когда животные видят сны: скрытый мир сознания животных» – When Animals Dream: The Hidden World of Animal философ Дэвид Пенья – Гусман, профессор гуманитарных и гуманитарных наук в Университете штата Сан-Франциско, отталкивается от этого явления. Он утверждает, что существует достаточно доказательств о сне нечеловеческих животных, чтобы утверждать, что да, животные видят сны, и это утверждение поднимает много интересных философских и моральных вопросов, которые стоит исследовать, начиная с вопроса, почему было развито такое предубеждение об этом и нежелание общества говорить, что животные могут видеть сны так же как мы.

Только совсем недавно эта тема была затронута вообще. Первая современная научная статья о сновидениях животных была опубликована в 2020 году в журнале сравнительной неврологии под названием «Все ли млекопитающие видят сны?» или Do All Mammals Dream? Это было первое современное использование терминов «сон» и «сновидение» для прямого обозначения этих явлений для животных.

Немного истории в изучении этого вопроса

Фото / Flickr / pexels.com

Самый известный человек, который кардинальным образом поменял представление о животных, был и остается Чарльз Дарвин. В его книге от 1871 года «Происхождение человека» он впервые размышляет о снах у животных. К тому времени, когда вышла эта книга, Дарвин уже опубликовал книгу о происхождении видов и произвел большой переворот в Европе, а фактически и во всем мире, с теорией эволюции.

В «Происхождении видов» Дарвин очень осторожно не упоминал о людях. Он просто изложил логику теории эволюции и рассказал о диверсификации биологических форм и органической жизни. Но, конечно, все знали, что подразумевается под этой книгой. Когда книга оказалась спорной, Дарвин решил написать вторую книгу «Происхождение человека», где он также утверждал о том, что люди также вовлечены в эту теорию.

Именно в этой книге мы впервые получили то, что люди назвали рождением сравнительной психологии, глядя на мозг животных и человеческий и видя параллели, которые можно найти – все это указывало на общее происхождение. Он говорит о системах восприятия животных и системах восприятия человека. Хотя Дарвин говорит о животных в терминах, имеющих абстрактные понятия, но что важно в его книге – он впервые говорит о том, что животные обладают памятью, что животные имеют социальные связи и пластичные социальные иерархии. Одна из вещей, о которых он говорит, хотя и не очень подробно, – это сновидения.

Для Дарвина есть основания полагать, что виды субъективных переживаний, которые мы испытываем, когда засыпаем, которые мы называем сновидениями, также происходят у большого числа других животных. Он в основном фокусируется на млекопитающих. У него было понимание того, что способность генерировать субъективный опыт в середине цикла сна не является исключительно человеческой способностью.

Фото / Ryan Stone / unsplash.com

Помимо Дарвина, также есть британский биолог Джордж Романес, который также много писал о сравнительной психологии и сравнительной анатомии и говорил о снах животных. Хосе Мигель Гуардиа, испанский ученый-философ, также берет это за основу и начинает ставить вопрос о природе сновидений, о воображении, и о том, что это говорит людям о чувствах других животных, о том, как они воспринимают мир.

Даже на тот момент развития науки, многие из ученых, философов, биологов и специалистов признавали, что существует достаточно поведенческих параллелей в цикле сна человека и цикле сна других животных, чтобы сказать современным языком: да, у них есть свои виртуальные реальности, когда они засыпают. О чем они мечтают, мы не знаем. Но у нас есть все основания думать, что они видят сны.

Но эта теория, которая существовала в 18 и 19 веках, внезапно умирает в 20 веке. Теперь это век молчания, потому что это период, когда меняются определенные нормы формирования гипотез в науке и, в частности, в психологии. Внезапно становится неэтично размышлять о том, что может произойти в умах других животных. Таким образом, происходит своего рода уход от этих вопросов.

Однако, как говорится, науку не остановить в ее развитии, поэтому толчком к понимаю этих вопросов снова всплывает тема, когда бурно начинают развиваться нейронауки. Теперь у ученых появляются возможности изучения с помощью технологии электроэнцефалографии (ЭЭГ). Но даже с этим методом большинство учёных занимают крайне агностическую позицию, да, проводились опыты и исследования на животных, но они касались лишь физиологических состояний: это частота дыхания, кровяное давление, физические реакции и все прочее. В вопросе о том, что животные чувствуют, переживают что-то, ученые очень быстро уходили от него, говоря расхожую фразу: «мы не можем говорить об этом, потому что мы просто не можем об этом знать».

А зачем вообще понимать животных?

Фото / Simon Infanger / unsplash.com

На самом деле, что подтолкнуло многих специалистов вообще задавать вопросы о том, что такое животные и что они чувствуют, вопрос возник не так прямо, а оказался очень своеобразной ситуацией, ведь чем больше научных исследований люди проводят на животных, тем больше они начинают исследовать, как они воспринимают мир, тем больше общество узнает о том, на что они способны. И это часто случайно и удивительно.

Чем больше люди узнают о животных, тем больше обогащается и их представление о том, кто они такие, и тем больше обществу нужно задаваться вопросом, что именно делает их людьми.

Если общество осознает, что животные обладают всеми способностями (чувства, эмоции, сновидения и даже мечты), то в какой-то момент на сцену выходит моральный вопрос о том, имеет ли человек право делать то, что он делает с животными, которые проявляют эти способности, будь то способность к боли, способность к социальности, способность строить социальные отношения или, как и в данном случае, способность к сновидениям.

Существует очень тесная связь между сновидениями и тем, что называется моральным статусом, то есть правом животного на моральное уважение. Связь здесь в том, что сновидения – это своего рода сознание. Это субъективное осознание, которое включает в себя то, что называют аффективным сознанием. Итак, любое животное, которое видит сны, чувствует все те вещи, что испытывает и человек, но в своей определенности.

Фото / Olivier Guillard  / unsplash.com

У них есть определенный вид сознания, который, следуя философу Неду Блоку, можно назвать феноменальным сознанием. Это вид сознания, который связан с феноменальным состоянием, таким как ощущение вещей, видение вещей, ощущение вещей. Этот вид сознания дает право на моральный статус: причина, по которой сами люди важны с моральной точки зрения, заключается именно в том, что у них есть феноменальные состояния, потому что люди – существа, которые чувствуют и страдают. Отделять животных от этого понятия нельзя.

Также важно, что на самом деле не имеет значения, о чем мечтают животные или как это делают, какие видят сны и так далее. Это просто грубый факт то, что они видят сны, и это имеет эти довольно фундаментальные моральные последствия. Это означает, что у этих животных есть моральные интересы, которые люди обязаны учитывать. И это может включать в себя их интерес к тому, чтобы им не причинили вреда, их интерес к продолжению жизни, их интерес к размножению и осуществлению своих собственных жизненных проектов, и человек не вправе ограничивать их.

Ранее мы писали о том умеют ли смеяться животные, и почему домашние кошки и собаки все больше страдают ожирением и  как им можно помочь?

Фото превью / Alexandra Novitskaya / unsplash.com

Видят ли животные сны?

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям