Женщины в творческой сфере сталкиваются с дискриминацией и унижениями
14.06.2021
Глеб Голицын
Стремление к гендерному равенству, которое уже дает впечатляющие результаты, почти не коснулось сферы творчества, которую в ООН называют индустрией завтрашнего дня. В ЮНЕСКО опубликовали исследование, которое свидетельствует о существующем дисбалансе в сфере креативной экономики.
В ЮНЕСКО отмечают, что гендерное равенство лежит в основе подлинного разнообразия форм культурного самовыражения и равных возможностей в сфере культуры и творчества. Однако, по имеющимся данным, женщины, в том числе занятые в творчестве, пытаясь получить достойную работу, иметь адекватную зарплату или занять руководящую должность, сталкиваются с огромными препятствиями.
Например, в Уругвае, по оценкам, женщины занимают 25 процентов руководящих должностей в государственных и частных культурных организациях, в Черногории 24 процента, а в Мали и вовсе 3 процента. А исследование, проведенное недавно в Индонезии, показало, что, хотя женщины-профессионалы продвигаются в киноиндустрии в целом, они редко занимают должности, предполагающие принятие творческих решений: женщины составляют лишь 20 процентов сценаристов, 19 процентов продюсеров и 7 процентов режиссеров.
Во Франции, казалось бы, ситуация довольно благополучная: женщины возглавляют 43 процента музеев и 34 процента организаций изобразительного и исполнительского искусства, субсидируемых Министерством культуры. Однако среди директоров 100 крупнейших предприятий культуры их всего 9 процентов.
Как выяснилось, в творческой сфере женщины и люди «нетрадиционной» сексуальной ориентации или идентичности по-прежнему подвергаются притеснениям, издевательствам и травле. В ходе опроса, проведенного в 2018 году, семь из каждых десяти женщин, работающих в СМИ, сказали, что в течение предыдущего года не раз становились объектами угроз или нападений как онлайн, так и оффлайн. А движение #MeToo возникло после того, стало известно о сексуальных домогательствах в киноиндустрии.
Лисабон Рахман, создательница кампании Sinematik Gak Harus Toxic («Кино не обязательно должно быть токсичным») в Индонезии, утверждает, что источником преследований и насилия является преобладающее унизительное отношение к женщинам, и это не прекратится до тех пор, пока мужчины будут занимать большинство руководящих должностей в этой отрасли.
Фото / Cottonbro / pexels.com
Авторы доклада отмечают существование гендерного «цифрового разрыва», в том числе и в творческой сфере. Это значит, что у женщин меньше возможностей овладеть цифровыми инструментами для творчества, включая цифровые музыкальные платформы, электронные учебные пособия и программное обеспечение для микширования звука. Например, по оценкам, во всем мире женщин, пользующихся интернетом на 250 миллионов меньше, чем мужчин, и женщины по-прежнему составляют лишь 21 процент от общего числа исполнителей на фестивалях электронной музыки в Европе и Северной Америке.
«С технологической точки зрения цифровой гендерный разрыв оставляет женщин и девочек позади во всех сферах политической, экономической, культурной и социальной жизни, что приводит к их изоляции и ограничивает их возможность пользоваться существующими инструментами и получать надежную информацию», – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.
Пандемия COVID-19 самым негативным образом сказалась на жизни девочек и женщин: резко выросло домашнее насилие, девочки реже, чем мальчики могли участвовать в обучении онлайн, у работающих женщин было меньше возможностей получить социальную и экономическую помощь. Такая же ситуация сложилась и в сфере культуры, которая очень сильно пострадала от пандемии.
Фото превью / Antonio Dillard / pexels.com