5 женщин-художниц, чей взгляд на мир перевернул его — FoxTime

5 женщин-художниц, чей взгляд на мир перевернул его

03.01.2021

Глеб Голицын

Lifestyle Идеи Истории Культура Обзор Полезно знать
Превью

FoxTime представляет вам подборку пяти ярких женщин-художниц, чьи взгляды на жизнь отличались от большинства людей, чей богатый внутренний мир нашел отражение в творчестве, чья борьба со стереотипами и «женскими обязанностями» просто кричала о несправедливости и предвзятости как мужчин, так и общества. Но самое главное — это любовь (к творчеству или партнеру), которая придавала смысл их жизни.

Маргарет Кин / Margaret Keane

Эта американская художница долгое время оставалась в тени своего второго мужа Уолтера Кина, который продавал ее картины под своим авторством. Предвзятость общества того времени по отношению к «дамскому искусству» долгое время не давало покоя Маргарет. Но после развода с супругом, она публично заявила о том, что именно она написала все работы, продававшиеся под именем мужа. Позже она подала в суд на своего бывшего супруга, который отказывался признавать фальсификацию. Во время слушания судья потребовал от Маргарет и Уолтера написать портрет ребёнка с характерными большими глазами. Уолтер Кин отказался, сославшись на боль в плече, а Маргарет написала картину за 53 минуты. После трёх недель разбирательств суд постановил выплатить художнице 4 млн долларов компенсации. В 1990 году Федеральный апелляционный суд поддержал вердикт о клевете, но отменил назначенную компенсацию. Маргарет Кин не стала подавать новый иск.

«Мне не нужны деньги, — сказала она. — Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими».

Долгий путь к славе и признанию все же был одобрен критиками и достиг коммерческого успеха. Она даже основала галерею в Сан-Франциско. Ее картины, в которых появляются зачастую женщины, дети или животные, написаны маслом в смешанной технике с отличительной чертой — большими глазами. На её творчество оказала большое влияние её бабушка, а также Библия.

«Всегда «Почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли своё отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система», — из воспоминаний Маргарет Кин.

Фото / Margaret Keane — Triune, 1963 холст, масло.

Джорджия О’Кифф / Georgia O’Keeffe

Американка Джорджия О’Кифф считается одним из самых влиятельных художников-модернистов. Она известна высоко-специализированными цветочными картинами, а также универсальностью в нескольких направлениях, включая живопись, скульптуру и фотографию.

А здесь история наоборот: ее муж фотограф и галерист Алфред Стиглиц помог найти ей себя. Он много фотографировал О’Кифф, ввёл её в круг своих друзей — фотохудожников-модернистов, и под его влиянием она вернулась к живописи, которую по семейным обстоятельствам забросила. С 1923 года при поддержке Стиглица она начала активно выставляться: ее пейзажи и натюрморты, в особенности цветы приобрели известность у публики и критики. Так, благодаря упорству и своему таланту, а также любви и веры мужа в ее творчество она стала модным и высокооплачиваемым художником. Ранее мы писали о ее выставке под названием Georgia O’Keeffe: Living Modern.

«Ненавижу цветы. Рисую их лишь потому, что они дешевле моделей, к тому ж не шевелятся», — Джорджия О’Кифф.

Фото / Georgia O’Keeffe: Living Modern

Яёи Кусама / Yayoi Kusama

Яёи Кусама и ее живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции всегда наполнены чертами феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, а также автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Все это переплеталось в повторяющихся узорах, переплетенных в замкнутость и объем.

Первый приступ галлюцинаций случился у Яёи в десять лет. Девочка рассматривала скатерть в цветочек и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Это детское впечатление растворения в бесконечности впоследствии неоднократно станет одним из принципов, по которым Кусама создает свои инсталляции. Еще один комплекс — страх перед сексуальностью — художница многократно усилит и выплеснет впоследствии в виде фаллической символики: все эти выступы, покрывающие поверхности объектов, «читаются» именно так. Бесконечные пространства, покрытые рисунками в горошек, стали ее визитной карточкой. Но то, что для зрителей кажется занимательным художественным решением, для Кусамы — самая настоящая реальность, вызванная давним психическим расстройством. Ранее мы писали о ее творчестве, выставках и предстоящей книге с яркими иллюстрациями.

«Если бы не искусство — я бы давно покончила с собой<…>. Я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью, — это искусство», — делится Яёи Кусама.

Фото / The Moving Moment When I Went To The Universe

Фрида Кало / Frida Kahlo

Мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами, ее художественный стиль характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество.

Вопреки слабому здоровью и тяжелым травмам она прожила бурную, яркую жизнь. В 1929 году она вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу.

«Хорошо: я начинаю привыкать к страданию», — из дневника Фриды Кало.

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла текилу, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

«Меня спасло чудо, — рассказывала она Диего. — Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть».

Фото / The Two Fridas, 1939

Тамара де Лемпицка / Tamara Lempicka

16 мая 1898 года родилась Тамара де Лемпицка. Приступая к описанию жизни этой удивительной женщины, биографы неизбежно наталкиваются на ловушки, расставленные ею же самой. На склоне лет она утверждала, что «попробовала все» и что это являлось прямой ее обязанностью как художницы. Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты.

Первые уроки она брала у таких художников как Морис Денис и Андре Лот. Тамара стала постоянной посетительницей всевозможных выставок и галерей. Она старалась бывать на всех значимых культурных событиях Парижа. Шагом к известности стало сотрудничество Тамары с крупным изданием «Harpers Bazaar». Так же большим толчком в известности стал яркий и бурный роман с писателем Габриело Де Аннунцио.

В 1930-х годах Тамара Лемпицка перебирается в США. Она во второй раз выходит замуж, навсегда забыв о прошлом. Муж Тамары Лемпицки был влиятельным и богатым человеком. Ей не было необходимости работать, поэтому в свободное время ради развлечения она создавала интерьеры для известных голливудских персон.

Работы художницы сочетают ар-деко и кубизм флорентийских маньеристов и классицизм Энгра. Её отличительный и смелый художественный почерк развился быстро и был вдохновлен тем, что Андре Лот называл «мягким кубизмом» или, по словам Мориса Дени, «синтетическим кубизмом». Стиль Тамары де Лемпицка был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны ар-деко. Она критиковала многих импрессионистов за то, что они использовали «грязные цвета».

Фото / Girl with gloves

Фото превью / Margaret Keane

5 1 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям