Детская привередливость, или «Осторожно: еда!». Часть 2
20.02.2021
Глеб Голицын
«Ребёнок отказывается есть!» … «Как я могу заставить своего ребенка поесть?»
Хотя иногда принуждение ребёнка к еде кажется правильным и единственно верным решением, представьте: если мы не можем откусить ещё один кусочек, потому что не хотим, и не делаем этого… но принуждаем своего ребёнка… почему мы требуем от него то, что сами не делаем?
Несмотря на то, что разборчивое питание является нормальным явлением в детском развитии, этот этап нередко оказывается очень стрессовым для родителей. Ребёнок ест в очень маленьком количестве, отказывается от фруктов, овощей или еды в целом… как тут не заволноваться? Как не задаваться каждый раз вопросом, получает ли ребёнок адекватное питание, необходимое для роста и благополучия?
В первой части темы клинический психолог Варвара Зародина уже рассказывала, что попытки принудить ребёнка поесть уведут ещё дальше от того, чего родители стремятся достичь, запуская цикл нескончаемой битвы за то, чтобы он поел.
Но как мы можем справиться с этим ожидаемым этапом таким образом, чтобы ребёнок садился к столу, готовым есть?
Отказываемся от давления
Фото / Anna Shvets / pexels.com
Принуждение к еде – это процесс использования убеждений, влияния или запугивания с целью заставить что-то сделать. К этому способу обращаются многие родители, чтобы принудить своих детей закончить трапезу (чаще всего – с пустой тарелкой). Но этот способ не работает.
Хотя на влияние родительского давления ребёнок может отреагировать желаемым образом и съесть немного больше – это всегда только временное решение, которое имеет длительные негативные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для их отношения к еде на протяжении всей жизни.
– Процесс приёма пищи больше не является приятным занятием. У ребёнка могут начать развиваться негативные ассоциации с едой: он перестаёт хотеть есть или вовсе начинает избегать приёмы пищи.
Представьте себя в детском возрасте. Возможно, в какой-то момент вы были вынуждены есть определённую пищу, которая вам не нравилась. Что вы сейчас чувствуете по отношению к этой еде? Случилось ли так, что с годами вы научились получать от неё удовольствие? Я думаю, что негативные воспоминания, связанные с едой, не полностью стерлись из вашей памяти.
– Принуждение ребёнка к питанию подрывает его врождённую способность самостоятельно регулировать приём пищи. Они может начать игнорировать сигналы голода и сытости и есть больше только для того, чтобы заслужить родительское одобрение. Хотя и тело, и мозг могут «говорить» ему, что он сыт, ребёнок уже не остановятся, пока его тарелка не будет пуста. Потому что это поведение становится нормой.
– Ребёнок учится использовать пищу как средство утверждения своей независимости, что впоследствии становится рычагом к превращению приёма пищи в поле боя с родителем.
Отказываемся от… похвалы?
Фото / August de Richelieu / pexels.com
«Сегодня ты всё доел, какой ты молодец!»
Я хочу уделить особое внимание более подробному объяснению того, почему мы не должны хвалить ребенка за то, что он ест, поскольку для многих родителей этот момент является источником путаницы. «Разве хвалить ребенка не хорошо?», – спросите вы. «Разве похвала не побудит его повторять желаемое поведение?».
Похвала ребёнка действительно может творить чудеса с его самооценкой и уверенностью в себе! Однако, когда дело доходит до еды, лучше этого избегать. Почему?
Ребёнок может научиться ценить то, сколько он ест, больше, чем инстинкты следовать за своим аппетитом. Если ребёнок получает удовольствие от похвалы за то, что он поел, неосознаваемо он начинает подавлять свои сигналы голода и сытости, чтобы доставить удовольствие родителю.
С другой стороны, если ребёнок стремится к автономии, он может воспринять это как давление, и перестать доверять родителю. И он также может начать думать, что употребление большего количество еды делает его хорошим мальчиком / девочкой.
Маловероятно, что мы бы стали хвалить своего ребёнка за то, что он съел печенье или мороженое. Если мы хвалим его за то, что он съел овощной салат, мы учите его тому, что одни продукты хорошие, тогда как другие – плохие. Это действительно может испортить отношения ребёнка с едой.
Ребёнок привередлив в еде: что делать?
Фото / Ksenia Chernaya / pexels.com
Вместо того, чтобы смотреть сквозь призму краткосрочной перспективы «Я просто хочу, чтобы мой ребенок поел и прямо сейчас!», стоит задуматься:
«Как я могу помочь своему ребёнку стать внимательным к еде, и получать от неё удовольствие?»
«Как я могу развить у ребёнка здоровые отношения с едой?»
«Как я могу сделать так, чтобы еда была для ребёнка менее пугающе, но безопасной и привлекательной?»
Доверяем ребёнку
Фото / Xavier Mouton Photographie / unsplash.com
Главный ключ к решению проблемы – доверие к врождённой способности саморегулирования чувства голода и сытости, а также к тому, что ребёнок понимает, что ему надо поесть – в большей степени больше, чем мы – родители. Предоставляем ребёнку возможность прислушиваться к сигналам своего организма, и есть, руководствуясь естественным аппетитом, а не внешними факторами, определяющими, что именно и в каком количестве он должен съесть.
Изменяем мышление…
… с того, чтобы заставлять ребенка есть (что не является нашей родительской обязанностью), на предложение ему сбалансированной еды, её изучение, а также на совместный приём пищи.
Это означает сосредоточение на структуре и вкусовых качествах еды, а также на времени, уделяемому приёму пищи. Учим ребёнка тому, что следует делать, а что – нет, и позволяем ему проявлять независимость в этих пределах. И непременно следим за размером порций. Наше родительское желание увидеть, как ребёнок растёт, может заставить нас забыть, что потребности не определяются большим размером порции.
Поддерживаем нейтралитет в оценке
Фото / Matheus Bertelli / pexels.com
Вместо того, чтобы сказать: «Молодец! Ты съел весь салат!», говорим: «Похоже, тебе сегодня понравился овощной салат!». Простое нейтральное признание побудит ребёнка попробовать его снова.
Друзья, помним о том, что нет необходимости комментировать, что ест ребёнок, а что – нет. Вместо этого используем время приёма пищи как время для общения с семьей. Говорим о том, что ребёнку запомнилось за прошедший день, о книгах, которые он прочёл, о том, что нового он узнал в школе и т. д.
• Пищевая избирательность: что делаем, а что – нет?
Чем меньше давления мы будем оказывать на ребёнка, тем лучше. И главное: не принимаем отказ от еды на свой счёт. Нам, родителям, легко почувствовать вину за происходящее и начать корить себя. И мы начинаем подвергать всё сомнению.
«Я неправильно готовлю?»
«Наверно ребёнок не ест, потому что еда – невкусная»
Я хочу ещё раз сделать акцент на том моменте, что отказ ребёнка от еды чаще всего связан с проявлением независимости (формированием самости), развитием вкусовых предпочтений… а иногда страхом попробовать новую пищу (неофобия – страх перемен и всего, что отличается от ставшего привычным – чаще всего приходится на возраст от 2 до 6 лет), чем с самой едой.
Трудно не волноваться, когда при современном пищевом разнообразии ребёнок отказывается от еды, но важно помнить, что аппетит и пищевое поведение ребёнка со временем «выравниваются».
• Сохраняем спокойствие и придерживаемся графика приёма пищи
Некоторое время ребёнок может не есть с таким удовольствием, какое мы наблюдали раньше, и какое мы ожидаем от него сейчас, но отсутствие критики и принуждения поесть имеет огромное значение, чтобы помочь ему выработать здоровые привычки в еде. Не говоря уже о счастливом времени, проведённом за обеденным столом в спокойной и поддерживающей обстановке с близкими людьми!
Ознакомьтесь с первой частью материала : «Детская привередливость или “Осторожно: еда!” Часть 1».
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Фото превью / Cottonbro / pexels.com
[…] […]