Как учить иностранный язык, чтобы заговорить? – FoxTime

Как учить иностранный язык, чтобы заговорить?

14.04.2021

Анастасия Дорогова

Как это устроено Партнерские материалы
jason-leung-0sBTrm726C8-unsplash

ХХI век – это время безграничных коммуникаций. Как преодолеть языковой барьер, можно ли быстро и качественно научиться  разговаривать на иностранном языке – об FoxTime поговорил с доктором педагогических наук, заслуженным профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, президентом Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской», автором уникального метода интенсивного обучения иностранным языкам Галиной Китайгородской.

– Галина Александровна, Ваш метод существует больше 40 лет. Какими мотивами руководствуются те, кто приходит учиться в «Школу Китайгородской» сейчас?

– 95% людей идут учиться с чисто прагматическими целями: работа, учеба. Но есть и такие ответы: «Не хочу чувствовать себя полной идиоткой, когда еду куда-то отдыхать». Сегодня рынок образовательных услуг переполнен, однако за качественным обучением общению в краткие сроки, да которое еще проходит в творческой радостной атмосфере, идут к нам.

Фото/ “Школа Китайгородской”

– Один курс длится два месяца. Почему интенсивность обучения определяется именно этим сроком?

– Все мы живем в бешеном темпе. Времени катастрофически не хватает, люди уже не готовы тратить годы на изучение языка. А наш метод позволяет разрабатывать программы любой продолжительности: от двух недель до нескольких месяцев. Как показывает наш многолетний опыт, 2 месяца (100 часов) – оптимальный срок одного уровня.

– Три раза в неделю по четыре часа?

– Да, для вхождения в живой язык нужно какое-то время. В моем методе есть такой термин – «принцип концентрированности». Эта концентрированность во времени и в материале обеспечивает погружение в естественную речь и активизацию познавательных процессов. Ведь им тоже нужно время – памяти, восприятию, мышлению, – чтобы «раскрутить мотор». Когда человек входит в состояние активности нам нужно как можно дольше его в этом состоянии продержать. Мы максимально задействуем эмоции, воображение, а также все те социально-психологические ресурсы, которые заложены в групповом взаимодействии. Отсюда такая интенсивность. Хотя сейчас мы предлагаем программы и два раза в неделю, и не только офлайн, но и онлайн. И среди наших слушателей, работающих 24/7, они набирают все большую популярность.

– Что происходит за это время?

– Занятия строятся на разыгрывании бесчисленного количества ситуаций. Наш ученик – участник различных событий: мы снимаем квартиру или берем машину напрокат, едем в путешествие и решаем возникающие проблемы, устраиваемся на работу и проводим деловые переговоры и т.д. Учеба, как правило, это деятельность, которая отличается от реальной жизни. Создавая Метод, я хотела, чтобы на уроке нормальная жизнь продолжалась, чтобы она была насыщенная, интересная, разнообразная.

Фото/ “Школа Китайгородской”

– А как человек набирает необходимую для общения лексику?

– Это один из ключевых моментов. Мы разработали уникальные учебники, которые позволяют нам давать огромные объемы материала, поступающего в виде коммуникативных блоков, т.е. набора готовых высказываний. Любой наш курс – это обучающая пьеса с сюжетом и действующими лицами. Сюжеты разные: это может быть путешествие по Европе, международный конкурс, создание стартапа и т.д. – в зависимости от уровня и задач курса. Мы сделали так, что учебник написан не только для вас, но и про вас. У вас сразу появляется контекст, обстоятельства, в которых практика речи становится уместной, понятной и обоснованной. С помощью разработанной нами технологии мы сначала «разыгрываем» эту пьесу с группой, мы вводим 200–500 лексических единиц на каждом третьем-четвертом занятии. Запомнив блоки, ученик начинает их комбинировать – часть от одного блока, часть от другого, что и позволяет ему довольно успешно изъясняться. Более того, даже начинающий ученик производит на собеседника впечатление человека, свободно владеющего языком, именно потому, что может легко поддержать беседу, комбинируя свою речь.

– Насколько легко ученики встраиваются в «предлагаемые обстоятельства»?

– На период обучения учащиеся получают роли-легенды. Это помогает им психологически «скрыться» от себя. Я, профессор, доктор наук, придя учить язык в группу и на первых порах делая ошибки, могу ощутить некоторый дискомфорт. А вот в группе, где меня знают как некую Кейт Либиан, актрису из Нью-Йорка, я раскрепощена и могу легко общаться не стесняясь. Занятия проходят в игровой форме. Однако за кажущейся легкостью и непринужденностью происходящего стоит огромный труд преподавателя и годы научных экспериментов. Я могу объяснить и обосновать, для чего нужен каждый прием и каждый жест. Случайностей в методе нет.

– Ваш метод заставляет людей практически сразу начинать говорить. А как быстро они начинают понимать язык на слух?

– Общение – это процесс двусторонний. Это не только «говорение», но прежде всего понимание речи собеседника, и обучение этому – достаточно трудная задача. Однако в методе предусмотрен так называемый устный курс, когда минимум на 5–7 занятий мы сознательно не даем никаких текстов. Сначала нашим слушателям трудно, они безумно страдают, получая информацию только со слуха! Ох, как они умоляют дать им учебник! Но я говорю в таких случаях: «Покажите ваши уши! Выросли? Еще нет, слушаем дальше». Нам надо развить восприятие иноязычной речи. Этот «удар по ушам» в самом начале курса очень важен.

Фото/ “Школа Китайгородской”

– Чего же можно добиться за 2 месяца?

– Главное – мы помогаем избавиться от психологических барьеров, которые мешают людям быть услышанными и понятыми. А что может быть важнее?! Преподаватель помогает слушателю открыть его возможности, способности, о которых он, может, и не подозревал. Недаром мой метод называется «Активизация возможности личности и коллектива».

– А можете привести какой-нибудь пример из жизни?

– Конечно! Из недавнего: заканчивается группа начального уровня французского языка. Все готовятся к спектаклю. (Кстати, еще одна наша традиция – проведение финального занятия не в виде экзамена, а в театрализованной форме.) Вдруг раздается телефонный звонок. Французскому партнеру одной из наших учениц не терпится обсудить детали своего приезда в Москву, обсудить культурную и развлекательную программу. И так как диалог на французском по видеосвязи, вся группа с удовольствием подключается к беседе и они легко общаются с носителем языка, а он не может поверить, что всего два месяца назад все они знали французский на уровне «се ля ви» и «шерше ля фам». Таких примеров я могу привести множество. И о выступлениях с докладами на серьезных конференциях, и о смене профессии под влиянием метода… Однако мы не устаем повторять: не останавливайтесь на достигнутом.

 – А что же делать, когда курс пройден, и «маленькая жизнь» осталась позади?

– Язык, как хорошую физическую форму, нужно постоянно поддерживать. Именно поэтому мы предлагаем различные программы: бизнес-курс, обучение дискуссии, начали подготовку к IELTS – и наши слушатели достигают блестящих результатов.  Я больше скажу: учите не только английский! Французский, итальянский, сейчас готовим программы китайского. Изучение языков дает невероятный толчок к самопознанию и развитию. Даже медики доказали, что люди, знающие несколько языков, позже стареют. Наш девиз – «Дерзайте! Вы талантливы!». И мы действительно в это верим. Но что еще важнее – в этом убеждаются сами выпускники «Школы Китайгородской».

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Текст“Школа Китайгородской”

Фото превью/ Jason Leung unsplash.com

5 3 голоса
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рассказать друзьям