В каком возрасте мы взрослеем?
12.12.2024
Анастасия Дорогова
Нейробиологические исследования показывают, что пришло время переосмыслить наши представления о том, когда именно ребенок становится взрослым. FoxTime рассказывает, когда мы взрослеем по науке.
В каком возрасте человек становится взрослым? По закону – в 18, ведь теперь человек становится полноценным гражданином, может голосовать и служить в армии. Но не пора ли посмотреть на процесс взросления не с точки зрения сводов правил, а науки?
Ученый Питер Джонс из Кембриджского университета рассказал*, что «нет ни детства, ни взросления», поскольку «люди все время находятся в процессе перехода от одного к другому».
Как работает мозг?
Одним из ключевых ролей в нашем развитии играет префронтальная кора головного мозга, отвечающая за социальное взаимодействие, регуляцию эмоции, импульсивное поведение, оценку рисков и долгосрочное планирование. Также большое значение имеет система вознаграждения, которая становится особенно возбудимой в подростковом возрасте. Но эти области мозга не перестают развиваться в тот день, когда нам исполняется 18. На самом деле, как показывают исследования, они могут расти даже после 25.
Вспомните свое детство
Мозжечок также влияет на нашу когнитивную зрелость. Но, в отличие от префронтальной коры, развитие мозжечка, в значительной степени зависит от окружающей среды. Как утверждает* Джей Гьедд, главный врач отделения детской психиатрии в больнице Рэди в Сан-Диего, мозжечок сильно меняется в подростничестве и не перестает развиваться после наступления двадцатилетия. Раньше считалось, что мозжечок участвует в координации мышц: если он хорошо развит, то вы хорошо танцуете или проявляете ловкость в спорте. Но теперь выяснилось, что он участвует в координации когнитивных и мыслительных процессов.
Неуклюжим можно быть как физически, так и умственно. Вспомните себя в подростковом возрасте – не знаешь, куда деть руки и ноги, а остроумные ответы на обидные шутки приходят лишь час спустя после стычки. По мере взросления все это «сглаживается», мы учимся ориентироваться в сложной ситуации, управлять своим телом, быть более грациозными, двигаться плавно, а не шатаясь из стороны в сторону. И за все это отвечает мозжечок.
Вопрос, когда же ребенок становится взрослым только усложняется, ведь на мозжечок влияет окружающая среда, а значит и на взросление влияет все детство человека.
Совершеннолетие и правосудие
Результаты исследований поднимают много вопросов психологии и философии, но, пожалуй, главным становится вопрос правосудия и то, как работает закон в отношении молодых людей, особенно мужчин, чей мозг развивается в среднем на два года медленнее, чем у женщин.
Доцент психиатрии медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна Говард Форман предположил*, что различные преступления совершают в подавляющем большинстве молодые люди потому, что их мозг еще не сформирован до конца.
Отсюда вопрос – должен ли суд судить 19-летних молодых людей так же, как 35-летних, совершивших одно и то же преступление? Вопрос безусловно не в невиновности, а в степени и форме наказания.
В большинстве стран к детям применяется отдельная система правосудия, учитывающая их несовершеннолетие и неполную дееспособность. То есть возраст преступника играет ключевую роль. Если предположить, что возраст для суда напрямую связан с когнитивными способностями подсудимого и различиями между взрослыми и детьми, то не должен ли он учитывать, что с научной точки зрения 18 лет – это все еще стадия формирования не созревшего мозга?
Границы детства касаются и других областей – образования, здравоохранения, воспитания и вообще определения, что такое детство и что такое взрослая жизнь.
Судя по всему, для ученых четкой границы между состояниями нет*– взросление мозга может затянуться до 30 лет, поэтому нам нужно придумать определения для разных стадий взросления, а не для резкого скачка от ребенка к взрослому.
*Здесь должны быть ссылки на источники и исследования, но к сожалению по новым правилам поисковой выдачи ,мы не можем их интегрировать.
Фото превью и материала / Gaspar Uhas / unsplash.com